Предоставлено пресс-службой центра «Зотов»
Многие работы Татлина не сохранились, а уцелевшие разбросаны по разным музеям и частным коллекциям. Поэтому эта ретроспектива стала результатом большой исследовательской работы — кураторы собрали ключевые произведения художника из всех доступных собраний, чтобы впервые показать его путь целиком.Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
Представленный публике в 1932-м и испытанный год спустя, «Летатель» оказался технически смелым, но требующим доработок. Однако для Татлина это и не было главной целью. Его «Летатлин» (как он сам называл аппарат) стал воплощением идеи идеального союза искусства, технологии и живой природы — утопической, но красивой попытки подарить человеку собственные крылья.Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
Второе название башни — «Памятник III Интернационалу». Главный утопический символ русского авангарда. Татлин задумал ее как антипод Вавилонской башни — не монумент разобщения, а архитектурную мечту о новом единстве людей. Высотой в 400 метров, выше Эйфелевой башни, она должна была состоять из двух гигантских стальных спиралей, внутри которых вращались бы стеклянные объемы — куб, пирамида, цилиндр и полусфера, каждый со своей скоростью: один оборот в год, месяц и сутки. Это не просто макет здания, а модель нового мира, где архитектура, техника и идеология соединяются в одном движении.Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
После успеха он берется за большой, хотя и не заказной проект — рисует эскизы оформления оперы Глинки «Жизнь за царя». Татлин даже показал их Сергею Дягилеву, чтобы тот взял его в художники-оформители, но создатель «Русских сезонов» не оценил эти эскизы.Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
Татлин был не только выпускником ВХУТЕМАСа (здесь учились Александр Дейнека и Илья Машков), но и преподавателем этих мастерских. На выставку привезли работу его студента Николая Рогожина. Стул сделали из дерева и металлических труб, которые специально гнули в процессе. Такой элемент мебели создавался с точки зрения физиологии человека. Но этот проект не был применен на практике. Однако работа ученика Татлина повлияла на эргономический дизайн — его идеи развивали дальше в ХХ веке.Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Евгения Баранова
Татлин всегда задумывался, кто полюбит его картины и изобретения. В итоге творчество авангардиста повлияло на других художников. Например, на выставку привезли необычную инсталляцию Валерия Кошлякова, который как раз и вдохновлялся «Башней Татлина» при создании своих металлических конструкций.Фото: Госкаталог
Читайте также