В проекте «Худруки» пообщались с Сергеем Безруковым, художественным руководителем Московского Губернского театра, и узнали, почему он «губернский папа», как важно не подвести всю труппу, и выяснили, что значит «человеческий театр».
Об интуиции худрука и ответственности
Дисциплина творчества — это стратегия развития театра, его репертуарной политики. В художественный совет входят директор, завлит, завтруппой, режиссеры театра и другие сотрудники — нас девять человек. Но за мной всегда финальная точка. Очень важно принимать решения коллегиально, иначе получается такой шаляй-валяй.
Интуиция художественного руководителя — это то, что тебе помогает. И если ты лишен ее, просто полагаться на советчиков невозможно. В какой-то момент можешь попасться, потому получится, что выбирать будешь не ты, а помощники.
Дело в том, что театр — это большая ответственность. Режиссер, которого мы, допустим, пригласили на постановку, поставил и ушел. А нам с этим потом жить и работать. Во-первых, продавать спектакль, во-вторых, смотреть в глаза нашим зрителям.
Собственно говоря, когда ты отвечаешь за театр, ты, как капитан, ведешь за собой этот огромный корабль. В конечном итоге всегда спрашивается с тебя.
О команде артистов и ответственности каждого
Постепенно в течение десяти лет сформировалась команда потрясающих артистов. Я как тот самый отец, который гордится своими детьми, и счастлив, когда они меня называют «губернский папа».
Персонал в театре — от монтировщика до вахтера — люди, которые создают атмосферу. Благодаря всем им ничего не рухнуло и все прибито как надо. И когда ты говоришь: «Надо» — люди выходят на работу и работают, и это все создает ту самую благоприятную атмосферу в театре. Этим я горжусь.
Театр — это семья. Мы должны быть одной группы крови, несмотря на то что оканчивали разные вузы, мы все равно одной группы крови — «губернской».
Когда чувствуешь, как они верят в тебя как в режиссера и руководителя, степень ответственности повышается. Нельзя обмануть. Безусловно, в семье многое прощают, всякое бывает. Но нельзя ошибаться, ты ведешь их за собой, поднял знамя и идешь первый, и надо, чтобы была победа.
О человеческом театре и постановках
Мы за человеческий театр. Во-первых, он действительно доступен всем, у нас очень умеренные цены. Мы их не задираем, при этом неплохо зарабатываем. Но главное — чтобы все зрители с разным достатком все-таки могли попасть на постановки.
Во-вторых, мы не нафталиновый театр с пылью веков, который ставит только классику.
У нас есть все: современная драматургия, мировая и советская классика, музыкальные спектакли с живым оркестром. Практически весь репертуар, за редким исключением, — это постановки, которым уже много лет, но они продолжают идти, причем с неизменным успехом, полный зал и продажи хорошие.
Самое главное, чтобы искусство было интересным и живым. А вот за это отвечает актер. Поэтому, какую бы ты форму ни предложил артистам, все равно, так или иначе, они будут выходить на сцену и ее оправдывать.
А «человеческий театр» — это когда на сцене эмоции, настоящие, подлинные, когда они играют и проживают.
Самое главное — зацепить зрителя. Тогда он придет еще раз и еще раз, а потом полюбит театр и будет приходить всегда. Более того, он приведет друзей и детей.