Год близится к концу, а с ним — десятки ярких выставок. Собрали топ самых интересных, которые нужно успеть увидеть до новогодних праздников. «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея»
На выставке понятие «умный дом» становится ключевой темой и рассматривается как система, соединяющая разные художественные практики — от звуковых инсталляций до живописи, графики, скульптуры и фотографии. В экспозиции представлены работы, созданные с использованием ИИ, биосенсоров и нейросетевых алгоритмов, а также проекты Петра Айду, Виктора Глазунова, Влада Добровольского и Анатолия Зверева.
Мария Купцова в коллаборации с Сергеем Костырко, Корбинианом Энцингером, Артемом Коневских, Глебом Андреевым и Мариной Музыка, Arbor
Один из самых необычных объектов — скульптура, где грибной мицелий подключен к звуковой системе. Она реагирует на электрические импульсы и создает музыку в реальном времени.
ММОМА, ул. Петровка, 15
До 7 декабря,
билеты по 520 рублей
12+
«Сон смешного человека»
Павел Пепперштейн. Птицы. 1983
Экспозиция объединяет работы трех авторов — авангардиста Бориса Свешникова, концептуалиста Павла Пепперштейна и скульптора Алексея Панькина, которые по-своему реагируют на изменяющуюся реальность и человеческие попытки найти в ней духовные ориентиры. В их произведениях просматриваются мотивы, созвучные идеям Достоевского: трагическое переживание истории у Свешникова, ироничное переосмысление концептуалистских традиций у Пепперштейна и исследование тела и материальности в скульптурах Панькина.
Stella Art Foundation, 1-й Красногвардейский пр., 15
До 12 декабря, вход свободный
18+
«Динамика хрупкого»
Покажут два десятка произведений Ивана Асиновского и Сергея Орлова — мастеров, разделенных временем, но одинаково увлеченных фарфором. Асиновский делает камерные, ностальгические фигурки в духе советской школы, а Орлов лепит и расписывает их вручную, часто выбирая фантазийные и цирковые сюжеты.
Сергей Орлов. Лежащий клоун. 1946
Среди экспонатов — фарфоровые персонажи по мотивам народных сказок (например, «Конек-Горбунок»), шахматы, где пешки превращены в пуделей, а также декоративные вазы с динамичными сценами пловцов и волн.
Sistema Gallery, Бобров пер., 4, стр. 4
До 14 декабря, вход свободный
0+
«Краснопевцев. Равновесие неравного»
Выставка к 100-летию Дмитрия Краснопевцева. Художника называют затворником и мыслителем, автором, который намеренно отворачивался от суетливой современности и искал в искусстве пространство внутреннего покоя и символической глубины.
Предоставлено пресс-службой
Экспозиция включает около 50 живописных и графических произведений, показывающих путь Краснопевцева от ранних поисков к узнаваемым монохромным «метафизическим натюрмортам». Работы дополняют предметы из его мастерской: раковины, кувшины, камни, подсвечники и старые книги — те самые вещи, которые десятилетиями становились героями его полотен. Теперь они выставлены рядом, формируя единую композицию.
ЦСИ AZ/ART, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1
До 8 января 2026 года,
билеты по 400 рублей
6+
«Яков Чернихов. Образ будущего»
Выставка посвящена художнику-графику, работавшему в первой половине ХХ века, чьи идеи оказали влияние на архитектуру будущего. Его пластический язык и экспериментальные композиции вдохновили целое поколение создателей пространств, в том числе Заху Хадид — автора знаменитого стадиона в Катаре и станции метро «Кленовый бульвар» в Москве.
Предоставлено пресс-службой
Экспозиция построена как последовательность восьми тематических блоков. Один из ключевых — зал, посвященный таинственному циклу «Дворцы и пантеоны», где художник фантазирует о монументальной архитектуре, существующей вне времени. При этом разделы расположены не по датам, а по темам и мотивам, что позволяет увидеть не линейную биографию, а целостную карту художественных поисков, охватывающую все важные этапы его творчества.
Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 3а
До 11 января,
билеты по 500 рублей
0+
«(Не)видимый город М.»
Музейный центр на Масловке, который открылся в сентябре этого года, — место, где почти 100 лет жили и творили ключевые фигуры отечественного искусства. Пространство выстраивает связь с историей района: например, полотна Юрия Пименова и Василия Ватагина развешаны так, что из окон видны дома, в которых художники когда-то обитали.
Maslovka.org
В экспозицию вошло более 130 авторов и порядка 300 объектов — от живописи и скульптуры до архивных документов, предметов повседневной жизни и созданных еще в конце 1920-х карнавальных костюмов.
Музейный центр «Масловка. Городок художников», ул. Верхняя Масловка, 3
До 15 января,
билеты по 650 рублей
12+
«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале „А — Я“»
Выставка связывает «первый» и «второй» русский авангард, показывая, как идеи Малевича и его современников неожиданно продолжили жить в неофициальном советском искусстве конца ХХ века. Многие художники второй волны — Булатов, Кабаков, Пивоваров — начинали работать в момент, когда авангард был вычеркнут из истории, и лишь журнал «А — Я», издававшийся в Париже, помог вернуть его в культурное поле.
Предоставлено пресс-службой
Выставка, созданная с Музеем AZ, объединяет более 350 работ — от Малевича и Филонова до Шелковского и Инфанте.
Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1
До 18 января 2026 года,
билеты от 600 рублей
6+
«Светлая Оттепель»
Предоставлено пресс-службой
После предыдущей «Темной Оттепели», посвященной забытым авторам неофициального искусства, Центр Вознесенского открыл «Светлую Оттепель» — выставку о советском научном и культурном технооптимизме. Ее ядро составили эксперименты казанского конструкторского бюро «Прометей», где в 1960-х студенты создавали технологии будущего: от светомузыкальных устройств до релаксационных установок для космонавтов. Увидите мерцающий макет цирка, светозвуковой куб и компьютер, генерирующий цветные абстракции, которые неожиданно актуальны в эпоху медиа-арта и VR.
Центр Вознесенского, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 3
До 18 января 2026 года,
билеты по 500 рублей
16+
«Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
Рим, Москва и Петербург — города, определившие путь Карла Брюллова. В Петербурге он написал «Нарцисса», в Москве познакомился с Пушкиным, а в Риме нашел свою главную музу — графиню Юлию Самойлову, которой посвятил знаменитую «Всадницу». Именно эта картина стала центром выставки, вернувшись в Москву после 25-летнего отсутствия.
Предоставлено пресс-службой
Помимо «Всадницы» и «Бахчисарайского фонтана», собрали почти 170 работ из 17 музеев. Особое место занимает монументальное полотно «Последний день Помпеи» — будьте готовы, что возле него всегда много зрителей.
Выставка, приуроченная к 225-летию художника, стала последним крупным проектом Третьяковки на Крымском Валу перед реконструкцией
Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10
До 18 января 2026 года,
билеты по 900 рублей
16+
«Выбор Марины Бессоновой»
Этот проект посвящен Марине Бессоновой — искусствоведу, которая помогла Пушкинскому музею сформировать уникальную коллекцию французской живописи. По ее инициативе на этикетках рядом с шедеврами появились имена меценатов Щукина и Морозова, а в музее открылся отдельный фонд «Объекты и инсталляции» для произведений экспериментального искусства.
Предоставлено пресс-службой
Выставка состоит из двух частей. Первая знакомит с картинами художников, которыми интересовалась Бессонова, — от Гогена до Матисса. Вторая, биографическая, представляет ее профессиональный путь: каталоги выставок, которые она курировала, и книги из личной библиотеки.
ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12
До 18 января,
билеты по 600 рублей
0+
«Легенда по имени Майя»
Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения Майи Плисецкой — легенды мирового балета. Здесь собрано более 300 экспонатов, вдохновленных ее образом: живопись и графика, скульптуры, фарфор, стекло и памятные медали.
Damuseum.ru/Олег Савостюк. 2007
Проект раскрывает феномен Плисецкой, показывая, как ее творчество повлияло на международное признание русской балетной школы и почему сценический образ Майи Михайловны стал источником вдохновения для современников.
Музей декоративного искусства, ул. Делегатская, 3, стр. 1
До 18 января 2026 года,
билеты по 550 рублей
0+