Форма поиска по сайту
Все материалы

Выставки, на которые нужно успеть до конца декабря: от ретроспективы Брюллова до светомузыки

Год близится к концу, а с ним — десятки ярких выставок. Собрали топ самых интересных, которые нужно успеть увидеть до новогодних праздников.

«Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея»

На выставке понятие «умный дом» становится ключевой темой и рассматривается как система, соединяющая разные художественные практики — от звуковых инсталляций до живописи, графики, скульптуры и фотографии. В экспозиции представлены работы, созданные с использованием ИИ, биосенсоров и нейросетевых алгоритмов, а также проекты Петра Айду, Виктора Глазунова, Влада Добровольского и Анатолия Зверева.

Мария Купцова в коллаборации с Сергеем Костырко, Корбинианом Энцингером, Артемом Коневских, Глебом Андреевым и Мариной Музыка, Arbor

Один из самых необычных объектов — скульптура, где грибной мицелий подключен к звуковой системе. Она реагирует на электрические импульсы и создает музыку в реальном времени.

ММОМА, ул. Петровка, 15

До 7 декабря, билеты по 520 рублей

12+

«Сон смешного человека»

Павел Пепперштейн. Птицы. 1983

Экспозиция объединяет работы трех авторов — авангардиста Бориса Свешникова, концептуалиста Павла Пепперштейна и скульптора Алексея Панькина, которые по-своему реагируют на изменяющуюся реальность и человеческие попытки найти в ней духовные ориентиры. В их произведениях просматриваются мотивы, созвучные идеям Достоевского: трагическое переживание истории у Свешникова, ироничное переосмысление концептуалистских традиций у Пепперштейна и исследование тела и материальности в скульптурах Панькина.

Stella Art Foundation, 1-й Красногвардейский пр., 15

До 12 декабря, вход свободный

18+

«Динамика хрупкого»

Покажут два десятка произведений Ивана Асиновского и Сергея Орлова — мастеров, разделенных временем, но одинаково увлеченных фарфором. Асиновский делает камерные, ностальгические фигурки в духе советской школы, а Орлов лепит и расписывает их вручную, часто выбирая фантазийные и цирковые сюжеты.

Сергей Орлов. Лежащий клоун. 1946

Среди экспонатов — фарфоровые персонажи по мотивам народных сказок (например, «Конек-Горбунок»), шахматы, где пешки превращены в пуделей, а также декоративные вазы с динамичными сценами пловцов и волн.

Sistema Gallery, Бобров пер., 4, стр. 4

До 14 декабря, вход свободный

0+

«Краснопевцев. Равновесие неравного»

Выставка к 100-летию Дмитрия Краснопевцева. Художника называют затворником и мыслителем, автором, который намеренно отворачивался от суетливой современности и искал в искусстве пространство внутреннего покоя и символической глубины.

Предоставлено пресс-службой

Экспозиция включает около 50 живописных и графических произведений, показывающих путь Краснопевцева от ранних поисков к узнаваемым монохромным «метафизическим натюрмортам». Работы дополняют предметы из его мастерской: раковины, кувшины, камни, подсвечники и старые книги — те самые вещи, которые десятилетиями становились героями его полотен. Теперь они выставлены рядом, формируя единую композицию.

ЦСИ AZ/ART, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1

До 8 января 2026 года, билеты по 400 рублей

6+

«Яков Чернихов. Образ будущего»

Выставка посвящена художнику-графику, работавшему в первой половине ХХ века, чьи идеи оказали влияние на архитектуру будущего. Его пластический язык и экспериментальные композиции вдохновили целое поколение создателей пространств, в том числе Заху Хадид — автора знаменитого стадиона в Катаре и станции метро «Кленовый бульвар» в Москве.

Предоставлено пресс-службой

Экспозиция построена как последовательность восьми тематических блоков. Один из ключевых — зал, посвященный таинственному циклу «Дворцы и пантеоны», где художник фантазирует о монументальной архитектуре, существующей вне времени. При этом разделы расположены не по датам, а по темам и мотивам, что позволяет увидеть не линейную биографию, а целостную карту художественных поисков, охватывающую все важные этапы его творчества.

Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 3а

До 11 января, билеты по 500 рублей

0+

«(Не)видимый город М.»

Музейный центр на Масловке, который открылся в сентябре этого года, — место, где почти 100 лет жили и творили ключевые фигуры отечественного искусства. Пространство выстраивает связь с историей района: например, полотна Юрия Пименова и Василия Ватагина развешаны так, что из окон видны дома, в которых художники когда-то обитали.

Maslovka.org

В экспозицию вошло более 130 авторов и порядка 300 объектов — от живописи и скульптуры до архивных документов, предметов повседневной жизни и созданных еще в конце 1920-х карнавальных костюмов.

Музейный центр «Масловка. Городок художников», ул. Верхняя Масловка, 3

До 15 января, билеты по 650 рублей

12+


«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале „А — Я“»

Выставка связывает «первый» и «второй» русский авангард, показывая, как идеи Малевича и его современников неожиданно продолжили жить в неофициальном советском искусстве конца ХХ века. Многие художники второй волны — Булатов, Кабаков, Пивоваров — начинали работать в момент, когда авангард был вычеркнут из истории, и лишь журнал «А — Я», издававшийся в Париже, помог вернуть его в культурное поле.

Предоставлено пресс-службой

Выставка, созданная с Музеем AZ, объединяет более 350 работ — от Малевича и Филонова до Шелковского и Инфанте.

Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1

До 18 января 2026 года, билеты от 600 рублей

6+


«Светлая Оттепель»

Предоставлено пресс-службой

После предыдущей «Темной Оттепели», посвященной забытым авторам неофициального искусства, Центр Вознесенского открыл «Светлую Оттепель» — выставку о советском научном и культурном технооптимизме. Ее ядро составили эксперименты казанского конструкторского бюро «Прометей», где в 1960-х студенты создавали технологии будущего: от светомузыкальных устройств до релаксационных установок для космонавтов. Увидите мерцающий макет цирка, светозвуковой куб и компьютер, генерирующий цветные абстракции, которые неожиданно актуальны в эпоху медиа-арта и VR.

Центр Вознесенского, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 3

До 18 января 2026 года, билеты по 500 рублей

16+


«Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»

Рим, Москва и Петербург — города, определившие путь Карла Брюллова. В Петербурге он написал «Нарцисса», в Москве познакомился с Пушкиным, а в Риме нашел свою главную музу — графиню Юлию Самойлову, которой посвятил знаменитую «Всадницу». Именно эта картина стала центром выставки, вернувшись в Москву после 25-летнего отсутствия.

Предоставлено пресс-службой

Помимо «Всадницы» и «Бахчисарайского фонтана», собрали почти 170 работ из 17 музеев. Особое место занимает монументальное полотно «Последний день Помпеи» — будьте готовы, что возле него всегда много зрителей.

Выставка, приуроченная к 225-летию художника, стала последним крупным проектом Третьяковки на Крымском Валу перед реконструкцией

Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

До 18 января 2026 года, билеты по 900 рублей

16+

«Выбор Марины Бессоновой»

Этот проект посвящен Марине Бессоновой — искусствоведу, которая помогла Пушкинскому музею сформировать уникальную коллекцию французской живописи. По ее инициативе на этикетках рядом с шедеврами появились имена меценатов Щукина и Морозова, а в музее открылся отдельный фонд «Объекты и инсталляции» для произведений экспериментального искусства.

Предоставлено пресс-службой

Выставка состоит из двух частей. Первая знакомит с картинами художников, которыми интересовалась Бессонова, — от Гогена до Матисса. Вторая, биографическая, представляет ее профессиональный путь: каталоги выставок, которые она курировала, и книги из личной библиотеки.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

До 18 января, билеты по 600 рублей

0+

«Легенда по имени Майя»

Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения Майи Плисецкой — легенды мирового балета. Здесь собрано более 300 экспонатов, вдохновленных ее образом: живопись и графика, скульптуры, фарфор, стекло и памятные медали.

Damuseum.ru/Олег Савостюк. 2007

Проект раскрывает феномен Плисецкой, показывая, как ее творчество повлияло на международное признание русской балетной школы и почему сценический образ Майи Михайловны стал источником вдохновения для современников.

Музей декоративного искусства, ул. Делегатская, 3, стр. 1

До 18 января 2026 года, билеты по 550 рублей

0+