Как смотреть выставку «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале „А — Я“»

Как смотреть выставку «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале „А — Я“»

В центре «Зотов» показывают авангардное искусство — и это не новость. А вот про художественный журнал «А — Я», который выходил с 1979 по 1986 год, выставку делают впервые. Именно в нем изначально были опубликованы работы Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова и других. Экспозиция расскажет, кому продал душу Энди Уорхол, как художники отдыхали вместе на даче и почему московские концептуалисты обязательно ездили со своими зрителями на электричках.

Кратко

Это большой совместный проект «Зотова» с Музеем AZ. Тут исследуют только один (!) раздел журнала «А — Я», который называется «Наследие». Кураторы сказали, что если бы речь шла про все издание, то выставка заняла бы пять этажей. Увидите более 350 экспонатов — работы, которые обсуждались на страницах этого «бумажного музея». Среди авторов — Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Игорь Шелковский, Эрик Булатов, Илья Кабаков и другие.

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Даниил Анненков

О чем выставка

История журнала такова: начиная с 1930-х годов работы авангардистов перестали быть нужны советской власти — они постепенно исчезли из музеев и галерей. Дальше творцов ждало только затишье, периферия и соц-арт. В общем, никакого основательного осмысления, хотя попытки и предпринимались. И вот только в 1979 году в Париже появился журнал «А — Я» — издание художников для других художников. Во многом это было нужно для того, чтобы понять, что собой представляет советский андеграунд и как найти свое место в нем.

Тут публиковались манифесты и просветительские статьи, а их самым популярным героем был супрематист Малевич — имя художника упоминается на страницах журнала 191 раз.

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Даниил Анненков

«А — Я» выпускался всего раз в год — все потому, что это была колоссальная работа. И закрылся он по той же причине: его редакторы Игорь Шелковский и Александр Сидоров поняли, что просто не успевают заниматься творчеством. Таким образом, было опубликовано семь художественных и один литературный номер. Всего? Ну это как посмотреть — на выставке вы убедитесь в том, насколько это все-таки было масштабно.


Как смотреть

Во-первых, обратите внимание на архитектуру выставки. Экспонаты буквально распределены по «страницам», в качестве которых выступают белые стены с ребристыми краями. Таким образом получается, что весь арт расположен «внутри» журнала, а история и архивы издания — за его пределами.

Во-вторых, не проходите мимо аудиозаписей художников. Чтобы их послушать, нужно взять наушники — там отрывки из интервью, где они травят байки и рассказывают личные истории. Например, Борис Орлов поведает, как они на даче в Абрамцеве вместе с другими художниками открывали для себя скульптуру.

В-третьих, посмотрите на отделы, сделанные как хранилища, — в них найдете первые зарисовки обложек, письма художников друг другу и даже оригинальные рукописи с редакторскими пометками. В одном из этих залов можно подписать открытку с работой авангардистов и отправить ее по почте — попросите сотрудника помочь с этим. Это, кстати, такая аллюзия на внутренний обмен письмами в редакции, ведь издание было неподцензурным, издавалось за границей, но материалы к нему готовили по-прежнему в том числе и в СССР. Эта переписка подпольная, но все равно очень обширная — два тома сохранившихся текстов найдете рядом с выпусками журнала.


Про искусство

Еще раз немного про хронологию: примерно с 1930-х про авангард почти забыли, в 1950-х первые всходы дала оттепель — и про него заговорили, хотя и не было возможности в открытую обсуждать все идеи. И только в 1970-х появилось новое поколение художников, которые возрождали авангард, но при этом считали себя принципиально другими.

Здесь самое важное, пожалуй, что перед нами воплощение диалога старших и младших авангардистов.

Например, в начале экспозиции найдете работу Виктора Пивоварова «Композиция с красным квадратом», о который художник пишет: «С этой картины начинается мой бесконечный разговор с Малевичем». Он изображает те же самые супрематические квадраты, но делает следующий шаг, как бы «заглядывает за них» и видит обычное, земное, человеческое.

Виктор Пивоваров. «Композиция с красным квадратом» 1974

Или еще пример: скульптурные рамы Игоря Шелковского для картин Федора Семенова-Амурского. Первый считал второго своим учителем и вдохновителем. И вот после смерти наставника Шелковский организовывал его выставки в Париже, взялся заказывать рамы для картин и понял, что они слишком дорогие. Но не растерялся и сделал рамы сам — в общем, диалог художников получился очень наглядным.

И последнее в этом кратком экскурсе: обязательно обратите внимание на работы московских концептуалистов — направление, которое зародилось в 1970-х. Они как минимум до жути забавные. Так, художники Виталий Комар и Александр Меламид побывали в Америке, где спросили у Энди Уорхола, за сколько бы тот продал свою душу. И он… отдал ее за ноль долларов, поставив свою подпись.

Кстати, о месте души. Есть еще экспонат «Игра в кубики» — тоже не пройдите мимо. Это сейчас оно за стеклом, но суть его изначально такова: каждый посетитель выставки мог решить, где место известным людям, которых нет на этом свете: в раю, чистилище или аду. Там есть, к примеру, Платон, Лермонтов и Гегель.

Римма Герловина «Игра в кубики» 1976

Или увидите, как концептуалисты устраивали свои знаменитые перформансы с выездом за город. Мы вот не знали, что художники обязательно собирали своих зрителей и ехали все вместе на электричках, ведь в их представлении это тоже была часть перформанса! Еще тут показывают тот самый «Железный занавес» из фильма «Асса» и многое другое.

В общем, сходите на выставку обязательно и не бойтесь московских художников — насколько мы знаем, души они больше не покупают. Пока.

Текст: Анастасия Меньшикова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

17 сентября