«Светлая Оттепель»: 5 экспонатов выставки о светоискусстве и технооптимизме в СССР
В Центре Вознесенского открылась выставка «Светлая Оттепель» о советском аудио- и видео-арте. Мы побывали на экспозиции и выбрали пять самых интересных экспонатов, которые показывают, как в 1960-е годы художники и инженеры создавали светомузыкальные установки, управляли светом и разрабатывали оборудование для отдыха космонавтов.
О чем выставка
Это сиквел прошлогодней выставки «Темная Оттепель», где упор был сделан на андеграундное и неофициальное искусство. В новой же экспозиции рассказывают о проектах технооптимистичного будущего Советского Союза.

Предоставлено пресс-службой
«Светлая Оттепель» в Центре Вознесенского собрала работы казанского студенческого конструкторского бюро «Прометей» — лаборатории, где разрабатывали технологии будущего: от светомузыкальных приборов до релаксационных установок для космонавтов. Однако многим из этих смелых проектов так и не удалось найти применение в обычной советской жизни.
«Общая тенденция оттепели в искусстве вызвала интерес к технологическим экспериментам, продолжившим традиции русского авангарда, и сотрудничеству между физиками и лириками. Светомузыка, по мнению технооптимистов оттепели, воплощала синтез научного, технического и художественного и расширяла привычное восприятие пространства, города и космоса», — объясняет Анастасия Максимова, директор Фонда поддержки аудиовизуального искусства «Прометей» имени Булата Галеева.
Топ-5 экспонатов с выставки
Светомузыкальная установка «Ялкын»

Предоставлено пресс-службой
Кубическая установка создана, чтобы сопровождать музыкальные произведения: когда играет мелодия, внутри цвет меняется в зависимости от темпа и ритма композиций. Стенки инструмента были сделаны из зеркал, поэтому силуэты умножаются и отражаются на стенах, полу и потолке. Эту установку Булат Галеев, советский медиахудожник «Прометея», задумал как проект светоискусства — широкой известности она, конечно, не приобрела, но точно стала знаковой для эпохи.
Установка «Электронный художник»

Предоставлено пресс-службой
Она появилась в середине 1970-х — в эпоху, когда телевизоры становились обычной частью советского быта. Художники использовали этот огромный компьютер для создания цифровых работ прямо на его экране. На нем можно изменять световые образы, например цвет, яркость или масштаб. Если художники пользовались компьютером, то выбирали между беззвучным и автоматическим режимом, где картинки менялись в такт музыке. На выставке этого сделать нельзя, зато можно потыкать и покрутить кнопки установки.
Макет динамической подсветки цирка в Казани

Предоставлено пресс-службой
Макет цирка, который мерцает и переливается. По задумке, подсветка должна была реагировать на погоду: например, от силы ветра менялась динамичность освещения, а от интенсивности дождя — цвет. Экспонат очень медитативный, и около него можно простоять долго, рассматривая переливы из синего в фиолетовый на здании.
Светомузыкальный инструмент «Кристалл»

Предоставлено пресс-службой
«Кристалл» объединял свет и звук в единое произведение. Художник создавал композицию, одновременно управляя музыкой и визуальным воплощением: ножные педали регулировали яркость, а клавиши на верхней панели — цвет, создавая синхронную партитуру света и звука.
Индикатор состояния «Человек-машина»

Предоставлено пресс-службой
Одним из направлений работы СКБ «Прометей» были системы релаксации для космонавтов. Индикатор состояния должен был помогать справляться с сенсорным голодом на борту. А также он мог подключаться к системам МКС, чтобы во время отдыха космонавты могли видеть, что происходит на станции. Правда, нет документов, подтверждающих его использование по назначению.
Выставка разработок «Прометея» открыта до 15 декабря в Центре Вознесенского. Обязательно берите экскурсию и идете изучать советские ноу-хау!
11 октября



