В ГМИИ имени Пушкина открылась масштабная выставка Марка Шагала — одного из самых знаменитых художников-авангардистов XX века. Он родился в Витебске, выучился в Петербурге и Париже — во Франции он, кстати, и прожил большую часть жизни, хотя во время Первой мировой войны и революции возвращался в родной город. Как раз тому «русскому периоду» и его тоске по Витебску и посвящена новая выставка. Кажется, она должна стать хитом для ГМИИ, по крайней мере, количество прессы на вернисаже было ошеломляюще большим. Да и билеты до 10 января уже раскуплены. Рассказываем топ-3 причин, зачем идти на выставку. Увидеть главные шедевры художника
Картины Шагала уже показывали в Пушкинском в 1987 году — тогда директор музея Ирина Антонова стала едва ли не первой, кто популяризировал искусство художника в СССР. Теперь же, почти 40 лет спустя, работы мастера собрали из Русского музея, Третьяковской галереи, запасников и частных коллекций.
Мы задумали нашу выставку как посвящение Ирине Антоновой, которая первая представила творчество Шагала отечественной аудитории. Это был один из ее самых ярких и сложных выставочных проектов. Полет и радость земного притяжения — главные темы Марка Шагала. При всей невесомости, легкости и лиричности его творчества он всегда оставался земным человеком. Чтобы подчеркнуть это, мы постарались переосмыслить пространство Пушкинского музея, и, на мой взгляд, у нас это получилось
Ольга Галактионова
директор ГМИИ имени А. С. Пушкина
М. З. Шагал. Прогулка. 1917. Холст, масло. Коллекция Государственного Русского музея
Встречает посетителей картина «Прогулка»: ее разместили прямо у главной лестницы музея. На ней изображен сам Шагал и его возлюбленная и муза — Белла Розенфельд, которая парит и на других холстах художника.
М. З. Шагал. Портрет сестры Марьясинки. 1914
Вдоль балюстрады кураторы разместили портреты родных Шагала — его матери, сестры Марьяси (Шагал ласково называл ее Марьясинка), брата и дяди.
Центр экспозиции, безусловно, Белый зал. Там собрали декорации Еврейского театра, которые Шагал создал в 1920 году специально по просьбе Абрама Эфроса.
Предоставлено пресс-службой
Художник создал девять панно, семь из которых сейчас показывают на выставке (два других попросту не сохранились). На огромных полотнах — танцующая сваха (традиционный персонаж на свадьбах), шут, ученый и огромный стол с перевернутыми вверх ногами блюдами.
М. З. Шагал. Над городом. 1918. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
В Белом зале музея собрали и другие хиты художника: «Над городом», где Шагал и его жена летят над Витебском, «Венчание», где под крыльями ангела женятся сам художник и его возлюбленная Белла Розенфельд, и другие хрестоматийные полотна.
М. З. Шагал. Свадьба. Венчание. 1918. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Произведения из музейных и частных собраний сопровождаются цитатами из автобиографической книги Марка Шагала «Моя жизнь», чтобы зрители могли лучше понять, что скрывается за образами летающих людей и животных и витебских улиц.
Побывать в доме Шагала и увидеть серии работ, которые до этого не выставлялись
Специально для выставки кураторы реконструировали комнату Шагала в Витебске: огромные деревянные стулья и стол, часы, комод, сундук, шкаф и прочая старинная мебель. Эти экспонаты демонстрировались в России лишь однажды.
Предоставлено пресс-службой
В этой же части выставки впервые широко показывают цикл рисунков, посвященный Первой мировой войне. На картинах художник изобразил суровую реальность, которая на годы окружила сказочный Витебск.
Предоставлено пресс-службой
Десятилетиями в запасниках музеев хранились и оригинальные иллюстрации Шагала к сказкам Дер Нистера, сама детская книга была опубликована единожды — в 1917 году — на идише.
Из собрания Пушкинского музея показывают иллюстрации Шагала к «Мертвым душам» Гоголя, которые художник создал в 1923–1926 годах, уже после окончательного отъезда из России.
Экспозицию дополнят 16 редких графических произведений 1914–1915 годов и уникальная иллюстрированная Шагалом книга детских сказок Дер Нистера. В Русский музей эти сказочные рисунки попали еще в 1924 году, однако сама книга поступила лишь в 2002-м: тексты из издания 1917 года больше нигде и никогда не публиковались — это настоящая жемчужина в наследии Марка Шагала.
Алла Манилова
генеральный директор Русского музея
Оценить сценографию выставки
Первое, что бросается в глаза, — летающие скрипки, трубы и другие музыкальные инструменты над главной лестницей. Здесь же «приодели» и мраморные колонны: теперь камень скрыт под нежно-лиловой тканью. И все это для того, чтобы почувствовать то самое ощущение полета, которое встречается буквально в каждой картине Шагала.
Предоставлено пресс-службой
За сценографию отвечает бюро Planet 9 — оно делало выставки-блокбастеры «Панк-культура. Король и Шут», «Виктор Цой. Путь героя» в Москве и «Балабанов» в Петербурге.
Сценография выставки должна быть лишь фоном, оправой для искусства, но при наложении этого фона на стройную классическую архитектуру Пушкинского музея случаются парадоксы: стены театральной «коробочки» разъезжаются и поднимаются к потолку Белого зала, прохладный цвет воздуха заливает пространство, музыка звучит без звука, предметы начинают двигаться в нашем воображении.
Агния Стерлигова
основатель и генеральный директор Музейного бюро Planet9
Фото: предоставлено пресс-службой