Форма поиска по сайту
Все материалы

Выставка «Тату» в Пушкинском музее: путешествие во времени через 5 экспонатов

3 марта в Пушкинском музее открывается выставка «Тату», посвященная искусству татуировки. Двести произведений прямиком из египетских гробниц и с полинезийских островов покажут, как древнейшая ритуальная практика стала частью современной визуальной культуры. О сложном путешествии во времени рассказываем на примере пяти музейных экспонатов.

Часть культа: ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса

Фото: Михаил Голденков/The City

Знаменитая ложечка из слоновой кости и эбенового дерева – один из самых древних экспонатов тату-истории. Пользовались этим предметом в Древнем Египте еще в XIV веке до нашей эры. Сначала ученые предполагали, что ложечка косметическая – для красок и благовонных масел, теперь же она считается реквизитом ритуальных действий в честь бога Беса. Взгляд на тело девушки-ложки тоже изменился: совсем недавно французские ученые с помощью инфракрасных лучей обнаружили на египетских мумиях идентичные изображения, то есть рисунки на спине в виде папируса и двух антилоп и фигурки бога на бедрах – это татуировки.

Защита от беды: образцы татуировок из Меланезии

Фото: Михаил Голденков/The City

Чарльз Дарвин был уверен, что нет на Земле такого места, где туземцы не делали бы себе татуировки. И доказательством его словам служили многочисленные дневники, которые привозили этнографы из своих далеких экспедиций. Так, зимой 1880 года антрополог Николай Миклухо-Маклай провел несколько дней в деревне на южном побережье Новой Гвинеи. Здесь он много рисовал татуированных местных и даже ставил эксперименты на себе – 11 февраля ему сделали первое тату. Миклухо-Маклай описал этот процесс так: сначала рисунок наносили на кожу палочкой с краской, а затем накалывали. Чаще всего здешние нательные рисунки сообщали о происхождении и социальном статусе, а также защищали того, кто их носит.

Способ заработать: чемодан татуировщика

Фото: Михаил Голденков/The City

Фото: Михаил Голденков/The City

Уже в конце XVII века путешественники, возвращаясь из далеких земель, привозили с собой разрисованных дикарей. Видя, какой интерес вызывают такие живые полотна, американцы обоих полов решили подзаработать – с ног до головы покрывали себя татуировками и отправлялись в дорогу вместе с цирком или передвижной ярмаркой. Нередко к своему экстравагантному виду они добавляли невероятные истории: якобы они были в плену у туземцев, где те им и набили все эти художества. Вместе с ярмарками странствовали и сами татуировщики, которые рекламировали свою работу при помощи различных альбомов, расписных складных ширм и моделей тату-штампов. Вести оседлый образ жизни они стали только в середине XIX века.

Криминальное прошлое: фотопроект Сергея Васильева

Фото: Михаил Голденков/The City

Долгое время в Европе татуировка сигнализировала о положении человека моментально и недвусмысленно: наколками клеймили рабов и преступников. Все изменилось, когда татуировка стала личным выбором ее носителя – способом выделиться из толпы. В начале XIX века тату наводнили и тюремный мир, и европейские улицы. Проникла эта традиция и в российскую криминальную среду: купола и перстни перестали набивать лишь спустя почти два столетия. На выставке представлены фотографии Сергея Васильева, в 1970–1990-х годах он посещал места заключения и снимал преступников.

Выразительное средство: скульптуры Фабио Виале

Фото: Михаил Голденков/The City

Человеческое тело больше не обязательный элемент искусства. Теперь, когда татуировка стала средством выражения художников по всему миру, увидеть ее можно где угодно. Так, итальянский скульптор Фабио Виале соединяет тату-мотивы с формами классического искусства, разрушая привычное восприятие и тех и других. Белоснежные античные скульптуры Виале покрывает рисунками русских криминальных татуировок, а также узорами в японском стиле.
Выставка «Тату» 3 марта – 31 мая ГМИИ имени А. С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ул. Волхонка, 14 Билеты: 400 рублей

Бурова Мария

Читайте также