На Красной площади сегодня завершается книжный фестиваль. Все посетители обязаны быть в масках и перчатках. Многие писатели перенесли встречи с читателями в онлайн-формат. Несмотря на все ограничения, «Красная площадь» остается самым популярным и народным книжным мероприятием в стране. Спросили у трех литераторов об их ощущениях.Андрей Рубанов
автор книг «Финист – ясный сокол», «Патриот», «Хлорофилия»
С утра на фестивале никого не было – одни дезинфекторы да полицейские. Но к полудню на удивление люди подтянулись. Погода помогла. Пришли все свои: читатели, работники издательств, писатели. Среди них – Майя Кучерская, Вячеслав Куприянов, Вера Полозкова. Не было ощущения показухи. Все было прекрасно. Люди засиделись дома. Я вообще впервые за три месяца вышел из квартиры, в метро прокатился. Атмосфера, конечно, была оригинальная: все в перчатках, масках, слегка напряженные, но довольные. Многие посетители специально нарядились. Этот пандемический фестиваль точно войдет в историю. Я поговорил с коллегами, по нашим прогнозам, книжная индустрия начнет подниматься к середине осени. И фестиваль – первая попытка к ее восстановлению. Наша задача – чтобы люди снова пошли покупать книги в магазины.
Олег Рой
автор книг «Три цвета любви», «Три ступени вверх», «Сказочный патруль»
Я рад, что фестиваль состоялся, несмотря на двухмесячный карантин. Мы все (особенно писатели) переживали, что пандемия отбросит его на месяц, а то и на конец года. Но он состоялся, хоть программа и разделилась на онлайн- и офлайн-часть. И это заслуга издательств и всех участников. Мы очень соскучились и по природе, и по прогулкам, и, конечно, по бумажной книге – по покупкам, которые можно делать в магазине, взяв книгу в руки.
Маша Трауб
автор книг «Лишние дети», «Бедабеда», «Или я сейчас умру от счастья»
Я провела встречу онлайн – в таком формате, впрочем, проходили и все встречи последних двух месяцев. Интернет-режим стал привычным, хотя личных встреч с читателями очень не хватает – это все-таки несколько другая атмосфера, иная энергетика. Опыт онлайн-общения, безусловно, останется. И это далеко не всегда плохо – он иной раз облегчает контакты, собирает новую аудиторию, часто расширяет ее, поэтому часть писательских встреч и выступлений будет проходить в интернете. Я видела фотографии и репортажи с фестиваля. Конечно, это другая жизнь. Может быть, эти картины не впечатляют. Но и не расстраивают – это ведь временно. Фестиваль, скорее, стал актом солидарности с книжной индустрией в самое тяжелое для нее время. Я точно знаю: книги, именно бумажные, переживут все катастрофы и пандемии. Возможно, цифрового чтения станет еще больше, как и аудиокниг. Прелесть чтения – именно в разнообразии способов. Но главный способ – это чтение продукта материального мира, бумажной книги, которая является на самом деле живым организмом. В ней есть душа. У дисплея души нет.
Фото: Александр Авилов/АГН Москва