Фото: «Каропрокат»
Режиссер Алексей Учитель – и сверстник, и летописец Ленинградского рок-клуба. И даже свою кинокомпанию он назвал незатейливо: студия «Рок». Но в биографическом фильме о Викторе Цое он отчего-то отказывается от самого Виктора Цоя. События начинаются уже после той автокатастрофы, в которой погиб музыкант. А сюжет делает фантастическое допущение: якобы тот самый водитель за рулем автобуса, в который врезался Цой, и будет тем человеком, который доставит гроб с музыкантом и его родственников к месту похорон. Дорога пролегает через половину Советского Союза, угрюмого водителя играет Евгений Цыганов, а автобус, конечно же, трясет и трясет.Видео: Rock Films/YouTube
Родственники Виктора Цоя уже читали сценарий, и он привел их в полный ужас. Но нужно понимать, что ровно два года назад абсолютно такая же история произошла с фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова – а в итоге получился замечательный фильм. Просто не о трех конкретных музыкантах, а о духе времени, жажде свободы и удивительном любовном треугольнике людей, которые были очень хрупки, талантливы и печальны. То же самое с картиной «Цой». Это ни в коем случае не его история – скорее, такой портрет времени, которое убивает воспевающих его поэтов. Именно поэтому главный герой – не сам музыкант, а водитель, который убил его и при этом остается абсолютно невинным. И этот водитель – олицетворение каждого из нас. Так что если относиться к фильму не как к биографическому, а как к такому социальному, политическому и страноведческому, то все с ним будет вполне хорошо.Фото: «Дисней Студиос»
Новый фильм Андрея Кончаловского – история о злободневном, но рассказанная с интонацией, с которой обычно говорят о вечном. События описывают один день Новочеркасска – советского города, где в 1962 году произошли массовые волнения, жестоко подавленные армией и спецслужбами.Видео: Novoekino/YouTube
В итоге эти события были засекречены, и о восстании узнали спустя десятилетия. Но даже в новой России о нем не делали художественных фильмов. Так что картина Кончаловского, к тому же еще и черно-белая, первая. Но вместо документальной реконструкции она пытается рассказать нам античный миф. Грубо говоря, это история не про Новочеркасск, не про СССР, не про 2020 год с его уличными беспорядками по всему миру. Это история про власть и насилие как функцию этой власти. Учебники объясняют, что любое государство начинается с двух вещей: введения налогов и установления монополии на насилие. Андрей Кончаловский об этом насилии и рассуждает. И приходит к совершенно деморализующим выводам: оно будет всегда. При этом автор не пытается рассказать историю массовых протестов с точки зрения рабочих завода, потому что сам не является человеком из народа. Вместо этого он придумывает другую, гораздо более интересную для него героиню. Это партийная работница, которая выступает за жестокий разгон демонстрантов, в том числе и за расстрел. Но при этом узнает, что среди демонстрантов оказалась ее дочь. И тут-то внутри одной женщины вступают в конфликт две матери: грубо говоря, биологическая и государственная. И из этого конфликта рождается очень страшная история, от которой не оторваться, несмотря на весь ужас происходящего на экране.Фото: Capella Film
Скандинавы и русские – братья навек. И дело тут не только в похожих климатических условиях, но еще и в особом отношении к спиртному. Так что картину «Еще по одной», которую датчане в этом году выдвигают на «Оскар», в России приняли очень тепло.Читайте также