На днях стало известно, что департамент культуры Москвы не собирается продлевать контракт с Кириллом Серебренниковым. Ведомство отказалось комментировать это, пообещав разместить на сайте официальную информацию. Сам же худрук «Гоголь-центра» пояснил, что его контракт заканчивается в конце февраля. Театральный критик Алла Шендерова рассказывает, как изменился при Серебренникове старый Театр имени Гоголя.По традиции день рождения «Гоголь-центра» отмечают концертом 2 февраля, во время которого театр рассказывает о своих достижениях и награждает почетным значком ювелирного бренда Gourji особо отличившихся — как сотрудников театра, так и его близких друзей. В этом году награжденных было особенно много, среди них директор театра Алексей Кабешев, актрисы Яна Иртеньева, Мария Поезжаева, начальник костюмерного цеха Татьяна Долотова, начальник гримерного цеха Вета Саидова и даже Чулпан Хаматова и Евгений Миронов — за спектакль Театра наций «Горбачев».
Кирилл Серебренников. Фото: «Гоголь-центр»/Instagram
В конце вечера Серебренников вспомнил, что если считать с момента назначения, то он пробыл худруком «Гоголь-центра» ровно восемь с половиной лет, зачитав с экрана телефона речь: «Восемь с половиной — хорошее число для подведения итогов. <…> За восемь с половиной лет я понял, что театр — не про честолюбие, а про честь и честность. <...> За восемь с половиной лет мир вокруг нас изменился до неузнаваемости, а мы все так же молоды, все так же беззаботны и все еще счастливы. <...> Восемь с половиной лет — это то, что будет со мной на всю оставшуюся бесконечность».
Видео: GOGOL-Centеr/YouTube
Текст, звучавший как стихи, многие восприняли не как итоговый, а как прощальный. Информация об уходе Серебренникова появилась сразу после вечера. Впрочем, слухи ходили и раньше. Нет сомнений, что хоронить «Гоголь-центр» и самого Серебренникова рано, ситуация, учитывая происходящее в городе и в стране, может поменяться в любую сторону. Многое зависит от того, какое положение и какое влияние будет (и будет ли вообще) иметь Серебренников на театр в том случае, если должность худрука передадут кому-то другому.
Пока ситуация находится в развитии, я не буду предсказывать, перебирая возможных преемников. Просто перечислю, чем нам запомнился «Гоголь-центр» за эти восемь с лишним лет.
Новый театр, или Как справиться с актерским бунтом
Серебренникова назначили в «Гоголь-центр» в августе 2012 года. Департаментом культуры тогда руководил Сергей Капков, а его советницей по театру была Евгения Шерменева. Этим двум людям мы должны быть благодарны за то, что Театр имени Гоголя, бывший символом культурных задворок и поводом для анекдотов, стал новым местом силы.
После назначения Серебренникова в театре случился скандал — подогреваемые прежним руководством актеры ходили на митинги, писали на Серебренникова доносы, однажды даже подстерегли и ударили по голове нового директора Алексея Малобродского. Все это кончилось в одночасье: большинству скандалистов Серебренников предложил работу. Часть труппы вышла на сцену уже 2 февраля 2013-го в торжественном представлении в честь открытия «Гоголь-центра».
В следующий раз пустые места в этом зале появились только во время пандемии. Всего за восемь лет было продано билетов почти на миллиард рублей при средней заполняемости зала 98 %.
Фото: «Гоголь-центр»/Facebook
Новое арт-пространство
Само помещение с приходом Серебренникова изменилось до неузнаваемости. До прихода новой команды «Гоголь» был образцом разворованного театра, позабывшего о ремонте. Часть площадей сдавалась в аренду (например, там, где сейчас кабинеты Серебренникова и его помощников, помещался клуб «Икра» — достаточно убогий, под стать самому Театру имени Гоголя).
На ремонт, который надо было успеть закончить до начала февраля, «Гоголь-центру» выделили минимум денег. Художница Вера Мартынов, ставшая тогда соратницей Серебренникова, сделала помещение суперсовременным: содрала в зале лепнину советского образца, открыв красивые стены бывшего Клуба железнодорожников (именно там размещался Театр транспорта, переименованный позднее в Театр имени Гоголя), и поменяла полы и мебель. В фойе устроила открытое пространство с винтажными столами и стульями (их Серебренников сам привез из Берлина — вышло дешевле, чем покупать в Москве). В итоге нижнее фойе превратилось в стильное арт-пространство с кафе, куда зайти может любой прохожий.
Новые отношения с публикой
Сейчас никого не удивишь тем, что театр не только выпускает спектакли, но и общается с публикой, устраивает лекции, дискуссии; иногда они напрямую связаны с премьерами и помогают зрителю лучше понять новый театр, в иных случаях — с тем, что происходит в мире.
В 2013 году появилось направление «Гоголь-плюс», то есть что-то, помимо спектаклей, первый в своем роде проект в городе. С 2013 по 2015 год куратором «Гоголь-плюс» была автор этих строк, так что останавливаться на этой программе не будем. Лучше скажу, что, кроме лекций и дискуссий, в «Гоголь-центре» была медиатека, которую делали театроведы Марина Давыдова и Ада Шмерлинг; программа «Гоголь-кино», которую и сегодня продолжает Стас Тыркин, а еще выставки и благотворительные программы. В фойе много лет стоит «Добрый ящик» — театр собирает вещи для бездомных и малоимущих. Участвовал «Гоголь-центр» и в недавней акции #помогиврачам.
Гастроли
За восемь с половиной лет театр побывал в 35 гастрольных поездках по России и за рубежом: от Ярославля (в коллаборации с актерами ярославского Театра имени Федора Волкова был задуман спектакль «Кому на Руси жить хорошо») до французского Авиньона, где проходит один из главных театральных смотров мира, и других престижных фестивалей.
Постановка «Кому на Руси жить хорошо». Фото: «Гоголь-центр»/Facebook
Последний раз театры из России приглашали туда в начале 2000-х. «Гоголь-центр» побывал в Авиньоне трижды. Третий раз — в 2019-м, со спектаклем Outside, сделанным по заказу фестиваля. К сожалению, сам Серебренников смотрел свою премьеру онлайн — он все еще остается невыездным из-за дела «Седьмой студии».
Новые актеры
Светлана Брагарник, Ольга Науменко, Ирина Выборнова, Людмила Гаврилова, Олег Гущин, недавно ушедший Андрей Болсунов, легендарные Майя Ивашкевич и Вячеслав Гилинов — это все актеры Театра имени Гоголя, громко заявившие о себе в спектаклях «Гоголь-центра». За некоторыми прочно закрепилась слава «актеров Серебренникова», хотя знакомы они не так долго — восемь с половиной лет (при этом начало, как вы помните, было не слишком радужным).
Видео: GOGOL-Centеr/YouTube
Чего не скажешь об актерах «Седьмой студии» — тех, кто учился на курсе Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Александр Горчилин, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Риналь Мухаметов, Александра Ревенко, Светлана Мамрешева и другие сегодня определяют новое лицо российского театра и кино. И, поверьте, они умеют делать все. Например, петь — как пели на вечере Мария Селезнева, Мария Поезжаева, Рита Крон, Екатерина Стеблина и Светлана Мамрешева. Или снимать кино — как Александр Горчилин. Или ставить спектакли — как Никита Кукушкин и Филипп Авдеев.
Новая эстетика
«Не врать и не бояться» — так Серебренников учил своих актеров, пока они еще были студентами, этого придерживается и сегодня. А вот эстетика его спектаклей меняется почти каждый раз: от очень аскетичных «Идиотов» по мотивам сценария фильма Ларса фон Триера, адаптированного Валерием Печейкиным (Серебренников в этом спектакле соблюдал все пункты знаменитой датской «Догмы»), до театральных «Мертвых душ», где каждая сцена превращалась в аттракцион; от философских «Маленьких трагедий», принесших театру «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль большой формы», до «Барокко», сделанного на стыке перформанса, современной оперы и драмы. В этом спектакле, где все — от сценария до оформления и костюмов — придумано самим режиссером, впервые поучаствовала оперная дива — Надежда Павлова, великолепная сопрано Пермской оперы.
В «Машине Мюллер» (Серебренников стал одним из первых, кто рассказал российским зрителям о Хайнере Мюллере и поставил его «Квартет») сыграл свою первую большую роль Константин Богомолов — режиссер, а теперь и худрук Театра на Малой Бронной, оказавшийся тонким, ироничным артистом. Яркими, ни на кого, в том числе и на мастера, не похожими режиссерами стали ученики Серебренникова: Женя Беркович, Александр Созонов и Илья Шагалов.
Новый рекорд
С сентября 2017 года по март 2019-го Кирилл Серебренников находился под домашним арестом. Вопреки предсказаниям, его театр продолжал полноценное существование. Все это время Серебренников через своих помощников руководил на удаленке. Передавал через адвокатов чертежи костюмов, декораций, подробные режиссерские экспликации и указания для актеров. «Маленькие трагедии» выпускали уже без него. Без него в Большом театре прошли последние репетиции и прогоны балета «Нуреев». Спектакль «Барокко» был полностью сделан на удаленке. Так же, на расстоянии, режиссер редактировал работы других постановщиков, делал замечания актерам и цехам.
Постановка «Барокко». Фото: «Гоголь-центр»/Facebook
Это мы еще не говорим про сценарий для будущего фильма «Петровы в гриппе», режиссерские экспликации к операм «Набукко» и «Гензель и Гретель», поставленным по его рисункам, чертежам и планам в театрах Гамбурга и Штутгарта. Все еще под домашним арестом Серебренников начал и спектакль-концерт «Наша Алла» — подношение Алле Пугачевой. Думаю, вы уже понимаете, куда отправился этот фантастически преданный работе человек, как только ему разрешили покинуть квартиру: меньше чем через месяц в «Гоголь-центре» уже была премьера «Нашей Аллы». А через два с половиной в Авиньоне сыграли Outside.
Новая «Таганка»
«Гоголь-центр» часто сравнивают с любимовской «Таганкой». (Встреча Серебренникова с Юрием Петровичем Любимовым в 2012-м на «Платформе», той самой, которой «не было», — одна из самых интересных бесед, которые мне доводилось слышать.) Оба театра — результат перезагрузки обветшавшего пространства, куда пришел режиссер с командой своих учеников. Открытый, надрывный гражданский пафос «Отморозков» — выпускного спектакля «Седьмой студии» — сближает его с вошедшим в историю любимовским «Добрым человеком из Сезуана», который тоже был поставлен со студентами.
Сходств можно найти еще много. Зеркальный силуэт Любимова вместе с одной из его крылатых фраз о том, что театр должен постоянно обновляться, висит в фойе «Гоголь-центра» среди таких же силуэтов Анатолия Васильева, Джорджо Стрелера, Ежи Гротовского и других.
Видео: GOGOL-Centеr/YouTube
Есть еще одно, очень важное сходство: оба театра, как магнит, притягивают талантливых людей, причем самых разных: от артистов до администраторов. Любимовские актеры Алла Демидова и Вениамин Смехов, Рома Зверь, рэпер Хаски, Сати Спивакова, кинорежиссер Алексей Мизгирев, поставивший в «Гоголь-центре» свой первый и пока единственный спектакль «Братья», режиссеры Максим Диденко, Владислав Наставшев, Семен Серзин и Антон Федоров (чьи «Петровы в гриппе» сейчас претендуют на «Золотую маску») — полный список тех, кто за эти годы сотрудничал с «Гоголь-центром», растянулся бы на километр. Кто-то остался, кто-то пошел в другие театры — но аура у этого места сегодня такая, что ее ни с чем не перепутаешь.
Что же до крамолы, в которой любят обвинять «Гоголь-центр», как когда-то обвиняли «Таганку», то тут стоит ответить словами Любимова: «Мой театр — не политический театр, а поэтический». Театр, по-новому ставящий классику, остро реагирующий на все, что происходит за окном, прививающий зрителям вкус и заставляющий мыслить, необходим любой власти, пока она хоть немного заботится о своих гражданах. Это, кстати, понимали даже в позднем СССР — и терпели Любимова на «Таганке» до тех пор, пока сам режим полностью не обветшал и не впал в маразм.
8 ½
Несмотря ни на что, у «Гоголь-центра» полно планов на 2021 год. Ближайшая премьера — «Человек без имени». Новый спектакль, коллективное сочинение Петра Айду, Александра Барменкова, Никиты Кукушкина и Кирилла Серебренникова по пьесе Валерия Печейкина — о писателе, алхимике, гастрономе, изобретателе музыкальных инструментов и технологий будущего Владимире Одоевском.
Затем выйдет «Страх и отвращение в Москве» — постановка Филиппа Авдеева по культовому роману Хантера Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Сам Серебренников поставит «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина, а Антон Федоров — «Буковски», главным героем которого станет американский писатель Чарльз Буковски. Среди других больших проектов — потрясающий «Гоголь-арт», который продолжит линию сближения театра с актуальным современным искусством.
О планах «Гоголь-центра» на 2021 год привычнее писать в будущем времени: трудно поверить, что всего этого может не быть. И если вы еще не поняли, что исчезновение «Гоголь-центра» с театральной карты России может стать огромной потерей, то мне больше нечего вам сказать.
Текст: Алла Шендерова