Форма поиска по сайту
Все материалы

«Черная Вдова»: шанс на перерождение. Рецензия на новый фильм Marvel

В кинотеатрах выходит «Черная Вдова» — первый за два года полнометражный фильм Marvel. Кинообозревательница Алина Кузьо рассказывает, как сольник Наташи Романофф воспринимается после смерти героини, чем обедают во вселенной фильма русские шпионы и почему в актрисе Флоренс Пью — будущее «Мстителей».

Видео: Marvel Россия/YouTube

Черная Вдова, она же Наташа Романофф, говорит госсекретарю США, что вышла из игры и больше не мститель, бросает супергеройскую униформу в уборной аэропорта и спокойно выходит на парковку. Позади (в фильме «Первый мститель: Противостояние») — битва со своими из-за правительственного соглашения. Впереди — дорога, изгнание, одинокий дом в горах и консервы в банках. Но в первый же вечер на Наташу нападает неприятный киборг, а в багажнике машины она находит ампулы с красной субстанцией, на которые, судя по всему, киборг и охотился. Рядом с ампулами лежит детское фото с двумя девчушками. Наташа, понимая, откуда ноги растут, мчит в Будапешт, где встречает Елену Белову, киллершу из Красной комнаты — тайного интерната, в котором выросла и Наташа. Как часто бывает с блокбастерами по комиксам, линейно и просто пересказать сюжет «Черной Вдовы» — дело не из легких. Не помогает и то, что этот фильм — спин-офф (так называемый интерквел), где действие происходит между историями, которые нам показали в кинотеатрах несколько лет назад, и протагонистка вообще-то уже мертва.

Сольник Черной Вдовы начали разрабатывать много лет назад. После появления супергероини в сиквеле «Железного человека» о нем активно заговорили. Но понадобился десяток лет и смерть Наташи, чтобы фильм все-таки вышел, а мы наконец узнали о том, чтобы происходило с ней до перехода «на ту сторону железного занавеса». Во многих фильмах вселенной Marvel нам оставляли пасхалки и намекали на то, какое у Наташи Романофф непростое прошлое. Мы видели балетный класс в некоем интернате, но кто бы мог подумать, что этот интернат парит в воздухе. В воздухе парит и фемповестка. Фильм отчетливо высказывается о надоевшем патриархальном обществе, причем делает это максимально наивно. Злодей заявляет, что «главный неисчерпаемый природный ресурс этой планеты — девочки», на внушительных титрах звучит кавер на Smells Like Teen Spirit в девичьем исполнении. Все девушки, которые появляются в кадре, жаждут попрощаться с темным прошлым и гнетом деспотичной отцовской фигуры, обретя себя в сестринстве, все хотят сделать решительный шаг вперед. Это не ново, но, смешиваясь с внушительным экшеном (которого тут так много, будто собран весь неиспользованный за пандемийные полтора года), дает убедительный и яркий, хоть и довольно привычный коктейль. Но, слава богу, высказывания о патриархате и экшен — далеко не все, что есть в фильме. А есть там много чего. Скарлетт Йоханссон вправляет себе сломанный нос. Рейчел Вайc дрессирует свинок. На самом деле весь текст можно построить из подобных описаний. А герои, вчетвером обедающие аккуратно нарезанным оливье из пластикового контейнера в частном доме где-то под Питером? А Красный Страж Дэвид Харбор, дающий пародию на идеального батю из «Очень странных дел» и мечтающий узнать, спрашивал ли о нем Капитан Америка?

В русском дубляже мы не слышим голос Флоренс Пью с характерной хрипотцой и русские акценты, например, того же Харбора (забавно, что в двух своих больших ролях актер оказывается в холодной сибирской тюрьме), зато читаем бесконечные надписи на русском, радующие глаз. На самом деле «Черная Вдова» подтвердила то ощущение, которое сложилось еще несколько лет назад: клюква переродилась. Никаких больше балалаек и серпов на красном флаге. Стереотипы о русских выглядят, конечно, все еще стереотипно, но схватывают что-то неумолимо настоящее, какую-то ускользающую, как свежесть салата оливье, правду.

Вообще в безумном, карнавальном, полном слишком уж фантастических дел (даже для ленты о мстителе) фильме есть какая-то невероятная искренность. То, как девушки покупают в круглосуточном магазине ибупрофен, обсуждая, что Тору, поди, анальгетики после битв не нужны. То, как Флоренс Пью посмеивается и пародирует стойку Черной Вдовы (кстати, вы замечали, что у Хоукая такая же?), как поджимает губы и как, в конце концов, выглядит. В ее героине и, главное, в выборе актрисы, пожалуй, основная заслуга фильма. Мы знаем, что Елена Белова сменит Наташу на мстительном поприще, и Флоренс Пью со своими пухлыми руками, низким ростом и удивительной витальностью обещает стать для команды супергероев тем обновлением, которое той необходимо. Без которого за время, прошедшее с «Финала», «Мстители» превратились в некрополь.

После фильма 2019 года мы, по сути, смотрим франшизу о мертвых героях. С одной стороны, это полезно: блокбастеры не так часто на наивно-занимательном уровне рассуждают о том, как осмыслить утрату. Но Marvel понемногу заходит с этой затеей в тупик: позволив умереть Стиву Роджерсу (которого, конечно же, не смогли заменить ни Сокол, ни Зимний Солдат), Тони Старку, Вижну, потеряв по куда более трагичным причинам Т’Чаллу. Многие из нас сейчас смотрят сериал про Локи, который тоже, напомним, погиб.

Кадр из фильма «Первый мститель: Противостояние»

В фильме «Первый мститель: Противостояние» Marvel впервые позволил своим героям всерьез задуматься о том, как много жертв остается после их задорных приключений, как много хороших (или плохих), но, главное, ни в чем не повинных людей оказывается погребено под завалами разрушенных домов, городов, космических кораблей. Они начали думать об этом в 2016-м и теперь, кажется, не могут остановиться.

Это удивительный парадокс. С одной стороны, Marvel остается все еще довольно легкой и позитивной вселенной: диснеевские маркетологи продолжают придумывать шутки гораздо лучше маркетологов Warner Bros. Но, допустив в своем фильме щелчок Таноса, кажется, местные сценаристы сами не поняли, на что себя обрекли. Нельзя просто так уничтожить половину жизни во Вселенной: даже если ты попробуешь отменить это действие, последствия будут критическими.

Герои Marvel действительно зажили своей жизнью и отреагировали на то, что произошло, как живые: Ванда ушла в эскапизм, Сокол и Зимний Солдат укрылись в дружбе, Тор улетел куда подальше. А создатели вселенной и мы, зрители, без конца смотрим альбом с фотографиями и копаемся в архивах. Возможно, какое-то важное заявление сделают на тему конечности человеческой жизни «Вечные» под руководством Хлои Чжао: кажется, их компания должна неплохо разбираться в вопросе.

Фото: ©MARVEL

Читайте также