Форма поиска по сайту
Все материалы

Голливудские красавчики 1980-х и 1990-х: что с ними стало и где их можно увидеть

Кевин Костнер, Ричард Гир и Пирс Броснан — их имена хорошо знакомы киноманам 1980-х и 1990-х, успевших затереть кассеты «Лучшего стрелка» и «Красотки» до дыр. Мы решили вспомнить любимых актеров эпохи и выяснить, чем они занимаются сейчас: от перерывов в карьере до ухода в режиссуру, от выхода нашумевших боевиков до смены амплуа — у каждого из них разные и ни на что не похожие судьбы.

Кевин Костнер



Кадр из фильма «Неприкасаемые»

Кадр из фильма «Человек из стали»

Костнер, чья карьера в кино началась с роли в провокационной эротической комедии «Дикий пляж» (1981), всего за шесть лет превратился из молодого перспективного актера не только в секс-символ, но и в серьезный драматический талант. Первая удача — съемки у Де Пальмы в криминальном триллере «Неприкасаемые»: там новичок умудрился затмить даже Шона Коннери и Роберта Де Ниро. А закрепил успех Костнер в режиссерском дебюте «Танцующий с волками» — монументальной трехчасовой исторической драме с собой же в главной роли. Семь золотых статуэток, феноменальные сборы (фильм окупился почти в 20 раз) и вечно сомневающийся лейтенант Джон Данбар, который так полюбился зрителям, мгновенно сделали Кевина звездой.

Потом, правда (не сразу, но в середине 1990-х), случились «Водный мир» и «Почтальон» — оглушительно провальные фантастические блокбастеры, здорово потрепавшие идеальную репутацию Костнера. Нет, он не лишился заработанного годами статуса селебрити, но выпал из фавора голливудских продюсеров. Интереснее другое: хотя 2000-е стали непростым временем для актера, он умудрился не растеряться и сменил амплуа. Теперь его лицо мы чаще видим не в дорогих студийных проектах (хотя «Человек из стали» и «Джек Райан» показали, что Костнер не распрощался с экшеном), а в нежных семейных драмах, спортивных историях и политических триллерах. Секс-символ 1990-х нашел себя в роли любящего отца и наставника — иногда мстящего («Кровные узы»), иногда пытающегося разобраться в мире вокруг («На трезвую голову»), но неизменно очаровательного.

Ричард Гир



Кадр из фильма «Красотка»

Кадр из фильма «Муви 43»

Нестареющий Ричард Гир тоже стремительно дослужился до секс-символа: в 1980-м он сыграл мачо в фильме Пола Шредера с говорящим названием «Американский жиголо», а в ремейке годаровского «На последнем дыхании» актер примерил образ бунтаря Джесси. То, что случилось после «Красотки», — уже история. Галантный и представительный, его герой очаровал не только женскую, но и мужскую часть аудитории. Джентльменский набор качеств сочетался с пылким умом, голливудским очарованием и врожденной находчивостью. Пускай Гир появится в десятках других, возможно, даже более тонких работ, Эдвард Льюис с ним (да и с нами тоже) остался надолго.

И в то же время Гир куда сложнее того образа, с которым он стал ассоциироваться в массовой культуре. Актер сыграл в выдающейся пасторальной мелодраме Терренса Малика «Дни жатвы», примерил на себя костюм доверчивого адвоката в «Первобытном страхе», заставил всех рыдать на «Хатико» и даже успел засветиться в печально известной кринж-комедии «Муви 43». Это сейчас мы видим Гира в похожих друг на друга амплуа великовозрастных обходительных мужчин, но на самом деле его талант, кажется, только и жаждет новых вызовов.

Пирс Броснан



Кадр из фильма «Золотой глаз»

Кадр из фильма «Водопад ангела»

А вот кто не собирается расставаться со своим культовым образом, так это Пирс Броснан. Один из самых обворожительных Бондов в истории попал в знаменитую франшизу в середине 1990-х: до этого он перебивался, скажем честно, не самыми удачными ролями в провальных боевиках («В ловушке», «Нет выбора»), которые сейчас не сыщешь даже на DVD- и VHS-барахолках. Агент 007 Броснана — герой на рубеже веков, а значит, и доказывать зрителям ему нужно было куда больше, чем всем предыдущим Бондам. В каждом из четырех фильмов шпион с британской выправкой боролся не только с мировым злом, но и с хаосом вокруг себя — ему предстояло понять, кто для него друг, а кто враг, и пройти путь настоящего мученика, которого лишают то заслуженного звания агента, то близких людей.

А что Броснан сейчас? Все тот же, только с сединой. Он отчаянно борется со временем и продолжает сниматься в олдскульных боевиках, где возраст уже давно никому не помеха (не верите Пирсу — спросите у Нисона). Впрочем, съемки в «Иностранце», «Водопаде ангела» и других брутальных проектах актер стал чередовать то с милыми мелодрамами («Долгое падение»), то с мюзиклами (Mamma Mia!), то с сериалами-вестернами («Сын»), то, в конце концов, с комедиями (небольшие роли в «Армагеддце» Эдгара Райта и нетфликсовском «Евровидении»). Самоиронии бывшему Бонду уж точно не занимать.

Майкл Дуглас



Кадр из фильма «Игра»

Кадр из фильма «Метод Комински»

Оскароносный Майкл Дуглас, быть может, никогда и не думал, что ему суждено (пускай и на короткий срок) стать секс-символом, но коварный голландец Пол Верховен перечеркнул все планы звезды. Съемки в «Основном инстинкте», одном из самых скандальных эротических триллеров XX века, моментально сделали Шэрон Стоун и ее коллегу предметами зрительских обсуждений на долгие годы вперед. Правда, в отличие от большинства других героев этого списка, Дуглас не только не стал заложником одного образа, но и после выхода фильма доказал свою состоятельность, появившись в финчеровской головоломке «Игра» и опусе Стивена Содерберга «Траффик».

Сейчас Дуглас куда реже появляется в ролях первого плана — из звезды оскароносных шедевров он резво переквалифицировался в артиста небольших, но эффектных образов («Человек-муравей», «Секретный агент»). А еще в полной мере попробовал себя в сериалах — на протяжении трех сезонов актер перевоплощался в голливудского ветерана из «Метода Комински» и в каждой новой серии доказывал нам, что старость — вполне себе радость.

Микки Рурк



Кадр из фильма «9 ½ недель»

Кадр из фильма «Эшби»

Одна из самых печальных историй Голливуда с началом, но без конца. Судьба Рурка была непростой уже с детства: он родился в небогатой семье, зарабатывал деньги сам, попутно попадая в плохие компании и нарываясь на неприятности, но однажды решил стать актером и вопреки неблагосклонности судьбы добился-таки успеха в кино. «Бойцовая рыбка», «9 ½ недель» и «Сердце ангела» — фильмы, обреченные на статус классики, — сделали Микки знаменитым. Правда, счастье длилось недолго: Рурк не смог смириться со шрамами от прошлой жизни боксера и задиры и обратился к пластическому хирургу. Результат оказался настолько неудачным, что решение артиста в один момент чуть не поставило крест на его карьере.

Но Рурк вернулся. Растеряв поклонниц, которые ценили его за внешность, и доверие голливудских продюсеров, он все-таки из раза в раз начал доказывать, что его мастерство никуда не делось — пиковой точкой камбэка стал «Рестлер» Аронофски, а после артист даже присоединился к вселенной Marvel и снялся в десятке других работ. Сейчас, правда, у Рурка очередной застой — он перебивается ролями в малобюджетных хоррорах («Кинотеатр кошмаров») и триллерах («Неблагоприятный»), а последняя его картина, положительно оцененная критиками и зрителями, вышла аж в 2015 году («Эшби»). Хотя у человека с характером настоящего бойца нет причин переживать — он наверняка еще успеет взять у жизни и карьеры пару реваншей.

Том Круз



Кадр из фильма «Лучший стрелок»

Кадр из фильма «Миссия: невыполнима»

Да, Круз моложе всех актеров из этого списка (правда, с Гибсоном его разделяют всего шесть лет), но популярным он стал примерно в это же время. Для молодой звезды 1980-е оказались крайне плодотворными: чуть ли не подряд на экраны вышли «Лучший стрелок» и «Человек дождя», два классических фильма с культовыми (и абсолютно разными) ролями артиста. А в последнее десятилетие XX века Круз уже входил в статусе любимчика продюсеров и режиссеров: зрители едва успевали обсудить мелодраму «Джерри Магуайер», как им предстояло увидеть «Миссия: невыполнима», а спустя еще три года — скандальную картину Кубрика «С широко закрытыми глазами».

Карьера Круза, пожалуй, единственная не нуждается в представлении. О фильмах с Микки Рурком сейчас слышат только отъявленные жанровые гики, о проектах Броснана — верные фанаты, следящие даже за самыми неудачными его экранными появлениями. А Круз стабильно на слуху: сиквелы «Миссии» продолжают штурмовать кинотеатры (трюки актер, кстати, до сих пор выполняет сам), киноманы вовсю ждут сиквел «Лучшего стрелка», а творческих планов у Круза, кажется, больше, чем проектов в карьере.

Харрисон Форд



Кадр из фильма «Индиана Джонс»

Кадр из фильма «Зов предков»

Если кто и знает толк в правильном распоряжении своим наследием, так это Харрисон Форд — человек, снявшийся не в одной культовой франшизе и ставший, без преувеличения, американской поп-культурной иконой. Посудите сами: на его счету «Индиана Джонс», «Звездные войны», «Бегущий по лезвию» и куча других, чуть менее признанных, но все еще выдающихся картин.

В отличие от своих коллег ближе к 2010-м Форд свел на нет съемки в кино. Его последние работы — не актерские труды вовсе, а, скорее, закрытые гештальты. Убить Хана Соло, с которым артист давно хотел свести счеты? Сделано. Дать Рику Декарду вторую жизнь? Идеальный план. Проводить Инди на пенсию? С радостью — новый «Джонс» уже находится в разработке. Последний оригинальный проект у Форда выходил в 2020 году («Зов предков»), предпоследний — в 2015-м («Век Адалин»), и нет никаких причин думать, что этот интервал со временем сократится.

Мэл Гибсон



Кадр из фильма «Безумный Макс»

Кадр из фильма «Закатать в асфальт»

Один из самых интересных кейсов индустрии — судьба Мэла Гибсона, многообещающего актера малобюджетной австралийской постапокалиптики («Безумный Макс») и эффектных блокбастеров 1980-х и 1990-х, вскоре прослывшего антисемитом, гомофобом, алкоголиком и радикальным христианином. Из фаворита Голливуда артист постепенно превратился в аутсайдера себе на уме: коллеги его по-прежнему уважают, но теперь предпочитают держаться в стороне.

К 2000-м Гибсон стал все реже появляться на экранах и даже пробовал себя в режиссуре: «Страсти Христовы», по словам актера, через него снимал сам Святой Дух, в картине «Апокалипсис» автор представил бескомпромиссный новый взгляд на цивилизацию майя, а последний его фильм «По соображениям совести» (2016) о знаменитом военном отказнике Десмонде Доссе был номинирован на «Оскар» в нескольких ключевых категориях. Кстати, если хотите увидеть того самого Гибсона, которого полюбили в 1990-е, — включите залихватский полицейский триллер «Закатать в асфальт». Там актер вновь доказывает, что возраст не помеха для участия в самых диких проектах, а идейный консерватизм не преграда на пути у актера, взявшегося за циничный и мрачный сценарий.

Текст: Влад Шуравин

Читайте также