Из-за недавнего локдауна переехал на 18 ноября российский прокатный релиз фильма «Последняя дуэль» Ридли Скотта. Кинокритик Егор Беликов специально для The City побеседовал с актрисой Джоди Комер и сценаристкой Николь Холофсенер о том, как шла работа над картиной и почему американские критики ее не приняли. Но обо всем по порядку. «Последняя дуэль» Ридли Скотта — один из лучших фильмов Венецианского фестиваля, при этом внеконкурсный, то есть перед нами не высокопарное авторское кино, как можно было подумать, а поразительная историческая работа, наверное, лучшая у сэра Ридли со времен «Гладиатора».
Видео: 20th Century Studios Russia/YouTube
Это прихотливо задуманный исторический фильм с баталиями, но не в центре сюжета, и несколькими героями, и каждый из них в итоге оказывается протагонистом, со сложной хронологией — всю историю мы узнаем в трех версиях, видим ее глазами всех трех ключевых персонажей. Сначала — Жан де Карруж (Мэтт Дэймон), французский рыцарь, живший аж в XIV веке, по его же версии событий, смелый и отважный вояка, который и дружит, и конфликтует со своим заклятым врагом Жаком де Гри (Адам Драйвер с этого года официально великий актер). Он видит свои взаимоотношения с де Карружем совершенно иначе: это он заносчивый батя-комбат, который мыслит примитивными представлениями о рыцарской чести, и поэтому герой приятельствует с их общим сюзереном Пьером (потрясающий камбэк Бена Аффлека) против этого персонажа.
Джоди Комер, потрясающе смелая артистка, взлетевшая после сериала «Убивая Еву», где играла наемную убийцу на стиле без страха и упрека, исполнила в «Последней дуэли» роль Маргариты де Тибувиль, жены де Карружа, приговоренной к этому браку родовой традицией, и за нее еще отец-землевладелец обязан был выплатить приданое. Словом, в те времена она, по сути, никаких прав не имела. И в ее глазах предстает правда, то, как все было на самом деле. И это сложнейший и красивейший разговор о том, как системный сексизм процветает испокон веков.
При этом Джоди Комер на интервью явно сидела в зажиме — фильм провалился в американском прокате, англоязычные рецензии вышли смешанные, и все дело, видимо, в том, что критики не поняли всю прогрессивность фильма, а вместо этого решили, что картина прославляет средневековые порядки. Еще Комер помогала отвечать на вопросы Николь Холофсенер — сценаристке, которая написала эту удивительную историю в соавторстве с Мэттом Дэймоном и Беном Аффлеком (да, они вообще-то оскаровские сценаристы — работали над «Умницей Уиллом Хантингом» с Робином Уильямсом).
Кстати, Николь — тоже номинантка на «Оскар» за адаптацию сценария фильма «Сможете ли вы меня простить?», а еще она режиссировала несколько серий «Секса в большом городе» — интересно, конечно, куда ее карьера завела. В общем, сеанс неймдропинга завершен, время для интервью с подозрительно неразговорчивыми кинематографистками.
— В центре сюжета — легенда о сэре Жане де Карруже, который жил аж в XIV веке, и о том, что у него был соперник Жак де Гри и жена Маргарита, вы ее и играете. Де Гри изнасиловал его жену, суд назначил дуэль. Сегодня историки высказывают обоснованные сомнения в том, что все детали сюжета соответствовали реальности. Вы знали эту историю до этого? Как вы считаете, это правдивая легенда?Джоди Комер: Это не легенда, а историческое событие! Меня это просто поразило. Когда я читала книгу
(нон-фикшен под названием «Последняя дуэль: Правдивая история поединка, назначенного судом, в средневековой Франции» Эрика Ягера, который в России не издавали. — Прим. ред.), там была масса информации о самом событии — и ничтожно мало о женщине, которая оказалась в самом эпицентре. Молодая женщина, которая утверждала, что ее изнасиловал друг ее мужа. Она пыталась отстоять справедливость. Это очень правдивая и актуальная во все времена ситуация.
Николь Холофсенер: И нет никаких причин сомневаться в том, что она была права.
— Как вы считаете, что этот исторический фильм говорит о современном положении вещей?Н. Х.: Прежде всего, это история об отношениях между мужчиной и женщиной. Вернее, о том консервативном типе этих отношений, который превалирует и сегодня — когда у женщин недостаточно прав. И несмотря на то, что ситуация очевидно меняется к лучшему, думаю, многие зрители подумают: «Печально, что так до сих пор бывает».
— Джоди, для вас работа над «Последней дуэлью» была чем-то похожа на работу над сериалом «Убивая Еву»? Там же тоже про женское право распоряжаться собственной жизнью и попытку вырваться из-под иглы мужского одобрения и круговой поруки общества.Д. К.: Формальная часть работы — подготовка к роли, изучение материала — всегда одинаково делается. «Последняя дуэль» отличалась тем, что ее снимал Ридли Скотт, конечно же. И тональность повествования абсолютно другая.
— Есть ли кто-то, кого бы вы назвали настоящим рыцарем сегодня?Н. Х.: Ридли Скотт, очевидно, рыцарь
(режиссер фильма. — Прим. ред.)! В мире достаточно хороших парней. Очень сложно кого-то назвать прямо сейчас. Вот мой сын, например, настоящий рыцарь! Оба моих сына.
— Вы помните, как отреагировали на первые рецензии? Когда фильм показали на фестивале в Венеции, большинство критиков, особенно американских, кажется, не поняли картину. Н. Х.: Кроме шуток, дайте-ка я с ними поговорю? Мне есть что им сказать! Потому что нет ничего страшного в том, чтобы испытывать к фильму негатив. Но очень странно сосредоточиваться на том, чего вы не поняли. А нравится — не нравится, ну, это же нормально. Джоди, ты читала рецензии?
Д. К.: Нет, не читала.
Н. Х.: Там были и хорошие рецензии!
Д. К.: Это же все очень субъективно. Я понимаю, о чем ты. Это как когда ты читаешь рецензию и думаешь: «Что же ты так расстроился?» На самом деле, просто сходите в кино на этот фильм. Это потрясающая история, и для нас было важно над ней поработать.
Фото: 20th Century Studios
Беликов Егор