Неожиданные коронавирусные каникулы спутали планы не только нам, но и прокатчикам: часть ожидаемых премьер переехала на декабрь, а некоторые фильмы и вовсе ушли на онлайн-платформы. Рассказываем о новинках, которые нельзя пропускать: от неожиданно удачных стриминговых эксклюзивов до камбэка Ридли Скотта и нового мультфильма Disney.
С 5 ноября на Apple TV+
Самый добродушный актер на свете снялся в, возможно, самом милом фильме года. Посудите сами: «Финч» — кино о старом инженере в постапокалиптическом мире, который готовится к собственной смерти: чтобы не оставлять любимого пса в одиночестве, создает и обучает специального робота себе на замену. Чудаковатая сай-фай-смесь «Безумного Макса» и «Пиноккио» в декорациях выжженной Земли, разумеется, вряд ли чем-то удивит фанатов жанра, но наверняка станет тем самым краудплизером (фильмом, способным понравиться любому зрителю), которого нам так отчаянно не хватало в суровом 2021-м. Да и можно ли всерьез не ждать кино, где любимый Том Хэнкс учит андроида выживать в новом опасном мире, водить машину и ухаживать за песиком? Такое очаровывает авансом — еще до просмотра.
В кино с 8 ноября
Оскароносная Хлоя Чжао, еще в апреле получившая две золотые статуэтки за «Землю кочевников», продолжает поход за трофеями уже с «Вечными», а Marvel открывает, страшно представить, четвертую фазу своей вселенной (этот фильм в новой главе супергеройской саги станет третьим после «Черной Вдовы» и «Шан-Чи»). Теперь со страниц комиксов на экраны сошло целое сообщество усовершенствованных (хотя, казалось бы, куда совершеннее) сверхлюдей, называющих себя вечными. В тени мстителей и других попсовых спасителей мира в масках они скрытно поддерживали порядок на Земле… Пока не появился Танос.
«Вечные» норовят стать самым необычным блокбастером Marvel: в тизерах и трейлерах вместо экшена — поэтичные кадры с фантастическим бытом самых древних супергероев, а в касте, способном пободаться даже с калейдоскопом селебов из «Финала», — сплошные звезды самых разных рас и национальностей (от Сальмы Хайек и Кита Харингтона до Анджелины Джоли и Барри Кеогана). Даже сама затея больше напоминает мифотворчество: расширив лор, Файги и Чжао обращаются к самым истокам вселенной Marvel. Не древнегреческие сказания о создании мира, конечно, но что-то близкое по масштабам.
В кино с 11 ноября
Запутанное кино режиссера с не менее запутанным именем, которого для простоты вместо Апичатпонга Вирасетакула все называют Джо. В «Памяти», конечно, можно отыскать фабулу, но не сильно-то и хочется. Большую часть фильма Тильда Суинтон молчаливо бродит по живописным пейзажам, пытаясь смириться с болезнью и утратой: приехав в Колумбию к больной сестре, женщина все чаще слышит таинственные хлопки, сводящие ее с ума.
Это и не фильм в привычном понимании — скорее, медитативный арт-перформанс с терапевтическими нотками. Неспешная, подчас убаюкивающая история об обычном человеке, столкнувшемся с потерей близкого. Переживать такое, разумеется, надо только в кинотеатре: в случае «Памяти» во время сеанса не стыдно будет даже заснуть — этого от вас режиссер, как ни странно, и добивается.
С 12 ноября на Netflix
Залихватский экшен с Райаном Рейнольдсом, Дуэйном Джонсоном и Галь Гадот, в котором воришка и спецагент объединяются, чтобы отомстить коварной преступнице, отправившей их обоих в тюрьму. В режиссерском кресле, что обнадеживает, создатель черной комедии «Мы — Миллеры» и бадди-муви «Полтора шпиона» Роусон Маршалл Тёрбер, так что мрачный тон последних нетфликсовских боевиков наверняка сменится едкой иронией над жанром. Перестрелки, шутки-ванлайнеры и много знакомых лиц на экране — в период, когда кинотеатры сдвигают самые зрелищные проекты на необозримое будущее, стриминги перехватывают инициативу и спасают наши томные вечера.
В кино с 18 ноября
Долгожданное возвращение Уэса Андерсона с фильмом, выход которого заметно задержался из-за нагрянувшей эпидемии COVID-19 (прокат был запланирован аж на середину 2020-го). Легендарный режиссер-кукольник, расставлявший актеров и декорации, подобно фигуркам LEGO в своем грандиозном киношном наборе, видимо, достиг предела. С каждой новой картиной автор все больше уходил от нежной инди-эстетики в сторону гигантоманских формалистских опусов — тех, где каждый кадр просчитан до сантиметра, а многослойная игра со стилем и повествованием запутает (и утомит) даже самых терпеливых киноманов.
«Французский вестник», как нетрудно догадаться, — это признание в любви к печатной прессе XX века. Но не только. Где-то маячит монохромная фильмография Годара и вообще все наследие французской новой волны, где-то — специально для самых любознательных — кроются аллюзии на культовый журнал The New Yorker — словом, настоящий рай для эрудитов. Правда, теперь, судя по рецензиям коллег, влюбленность Андерсона в собственные замысловатые миры перевоплотилась в занудство. Это все еще красиво (кто-то даже назовет «Вестник» самым изысканно снятым фильмом автора и будет, в общем-то, прав), подчас мило, но, в отличие от «Королевства полной луны» и «Отеля „Гранд Будапешт“», как будто лишено былой чарующей простоты.
В кино с 18 ноября
Если кто-то и знает толк в красивых камбэках, то это нестареющий и не растерявший своего таланта сэр Ридли Скотт. В этом году у классика выходит аж две картины — «Последняя дуэль» и «Дом Gucci». Вторую зрители должны были увидеть в ноябре, а первую — в октябре, но релизы сдвинулись, и теперь в последний месяц осени мы ждем средневековую драму по сценарию Мэтта Дэймона и Бена Аффлека. В основе — реальный случай изнасилования, а из очевидных референсов — «Расёмон» Куросавы, в котором повествование тоже строилось на приеме ненадежного рассказчика. Если кто-то и мог снять кино одновременно архаичное и актуальное, так это режиссер «Гладиатора».
Ридли Скотт запутывает зрителя: свою версию событий изложит сначала персонаж Мэтта Дэймона (Жан де Карруж), затем — Адама Драйвера (Жак Ле Гри), а в финале — героиня Джоди Комер (Маргарет). И хотя кино дробится на жанры от рыцарского романа до феминистской драмы, саспенс мастерски повышается с каждой минутой — старая школа как-никак всегда на коне.
В кино с 25 ноября
Ноябрь приготовил много приятных сюрпризов, но, пожалуй, главный из них — переквалификация Эдгара Райта из постановщика залихватских комедий в хоррормейкера. «Прошлой ночью в Сохо» — фильм ужасов (вы не ослышались). Можно, конечно, с такой же уверенностью возразить: дескать, «Зомби по имени Шон» тоже им был. Но в этот раз постановщик действительно снимает напряженное, саспенсовое и очень мрачное кино, перед которым кровавые дурачества Фроста и Пегга выглядят безобидными кидалтскими забавами.
Юная Элоиз (очаровательная Томасин Маккензи из «Кролика Джоджо») приезжает в Лондон учиться на дизайнера, но никак не может найти себя в большом городе. Во сне девушка возвращается в прошлое — прямиком в любимые 1960-е, где ей предстоит стать свидетельницей жуткого убийства. Настоящее смешивается с ужасающим ретро, кошмары заменяют реальность — начинается олдскульная жанровая вакханалия. Райт открыто признается в любви к ужасам Поланского и Роуга, а ошарашенной публике только и остается, что следить за авторскими кульбитами: кроме замысловатых отсылок, здесь еще и полно изящных режиссерских решений, от которых голова может пойти кругом.
В кино с 18 ноября
Еще один приятный сюрприз месяца — Уилл Смит в спортивной драме о семейке Уильямс (той самой, что прославилась аж двумя теннисистками — Винус и Сереной). Мужчина из бедного района решает во что бы то ни стало подарить своим детям лучшую жизнь и пытается воспитать из отпрысков настоящих бойцов. Имеет ли право родитель определять будущее чада? Где разница между здоровым и нездоровым карьеризмом? Через какие жертвы, в конце концов, приходится проходить вундеркиндам? Едва ли «Король Ричард» будет радикален в выводах, но зритель задаст нужные вопросы и без авторских подсказок — это тот самый случай, когда история говорит сама за себя.
С 19 ноября на Netflix
Автобиографический мюзикл автора «Гамильтона» Лин-Мануэля Миранды, а также дуэта сценаристов Стивена Левенсона и Джонатана Ларсона. Альтер эго последнего в этом фильме — паренек Джон (Эндрю Гарфилд), работающий в нью-йоркской забегаловке и параллельно продумывающий детали своего будущего, как ему кажется, бродвейского хита под названием «Супербия». Но кризис 30 подбирается все ближе, а жизненные трудности вот-вот, словно снежный ком, собьют героя с ног.
В экзистенциальных песнях, которые исполняют очаровательные мечтатели с грошами в карманах, — бешеная энергетика большого города и неприкрытое недовольство своим положением в мире. «Тик-так, бум!» — важное напоминание о том, что мюзикл — жанр, в котором есть место даже несчастным.
UPD: Премьера перенесена с 25 ноября на 31 марта 2022 года
Виктор Гинзбург, главный амбассадор прозы Виктора Пелевина в современном кинематографе, продолжает удивлять фанатов писателя. Десять лет назад он выпустил дерзкую экранизацию «Generation П», а теперь, пережив, как и другие его коллеги, череду переносов (вместо 2019 года кино выходит под конец 2021-го), готовится представить многострадальную адаптацию «Ампир V». Едкий выпад постмодернистского классика в сторону общества потребления здесь наверняка превратится во внушительную кинематографическую какофонию: вампиры, мировой заговор, чудаковатая компьютерная графика и ехидный Оксимирон. Если не это главный российский фильм осени, то что?
В кино с 25 ноября
Новый мультфильм Disney, выполненный в яркой латиноамериканской эстетике (на этот раз действие происходит в Колумбии) и повествующий об извечных семейных ценностях. Юная Мирабель Мадригал живет среди талантливых родственников: кто-то исцеляет раны, кто-то умеет разговаривать с животными, и только девочка-аутсайдер пытается найти свой дар. Однажды волшебный дом героев, который и дает им суперсилы, начинает рушиться, а спасти положение должна будет, понятное дело, главная белая ворона — неуклюжая и вечно сомневающаяся Мирабель.
Режиссеры «Зверополиса» Байрон Ховард и Джаред Буш совместно с Чариз Кастро Смит, сценаристкой «Призраков дома на холме», без сомнений, сделали заявку на грядущий «Оскар». До наградного сезона считаные месяцы, а мультфильмов, способных чередовать злободневность и мастерство сторителлинга (уж что-что, а первым двум это в прошлой работе удалось с лихвой), можно сосчитать по пальцам одной руки.
Текст: Влад Шуравин
08 ноября, 2021