В «The City. Говорим» искусствовед Анастасия Постригай рассказала об NFT-искусстве: почему оно стало так популярно, можно ли на нем заработать и кто был первопроходцем в этом направлении.
О массовом искусстве
NFT дает возможность прикоснуться к искусству и одновременно с этим заработать большому количеству людей. До NFT искусство было элитарной сферой. Чтобы разбираться в нем — нужно быть искусствоведом, либо коллекционером. Чтобы собирать — иметь большие бюджеты. Для того, чтобы творить — закончить какую-то художественную школу. Но все это уже в прошлом. NFT-искусство — это массовое искусство. Любой человек может его купить, зайдя на маркетплейс.
О том, как заработать на NFT
Легкие деньги в NFT — мифическая история. Чтобы зарабатывать на NFT, нужно инвестировать большие деньги. Обычно выстреливают проекты, за которыми стоят целые команды. Конечно, есть вероятность, что вы разместите свой объект, его заметит Илон Маск и запостит в своем Твиттере. И тогда у вас будет 15 минут славы, а NFT будет стоить очень дорого. Но если вы дальше не будете продвигать этот проект, работать над маркетингом, над пиаром, то в конце концов про вас забудут.
Художник Beeple заработал за одну из своих работ около 70 миллионов долларов. Он продолжает делать произведения и они стоят несколько миллионов. Московский художник Костя Змог продал свою работу в прошлом году за 2 миллиона рублей. Это хорошая сумма для российского рынка, но тут нужно включать математику: сколько вложил и сколько получил. Иногда художники могут вложить и по 20 тысяч долларов, а в итоге ничего не заработать.
О правовых аспектах цифрового искусства
Этот феномен начал развиваться еще в середине XX века, потому что NFT связано с цифровым искусством. Диджитал-арт развивается уже давно. Такие производные, как видео-арт начали появляться в 60-70-е годы. В какой-то момент художникам, которые занимаются видео-артом, нет-артом, видеоинсталляциями, стало тяжело находиться в арт-пространстве, потому что они были не защищены. Им было тяжело доказать авторские права на свои произведения. Как продать видео коллекционеру и доказать, что ему не запись продают, а оригинал? И как раз тема NFT закрыла этот вопрос. Каждому произведению присваивается код и по нему можно отследить владельца.
Первые хулиганы — это импрессионисты. Многие искусствоведы начинают историю современного искусства именно с импрессионистов, потому что они пришли и сказали «Необязательно копировать реальность». Зачем это делать, если есть фотоаппарат? Нужно было показать, как ты видишь этот мир. Они перевернули искусство с ног на голову. Их многие не понимали. А вторые хулиганы — авангардисты. Например, Марсель Дюшан, который взял писсуар, поставил его на пьедестал и написал внизу «Фонтан». Таким образом он сказал всем, что в искусстве главное не форма, а идея.
О новом искусстве
Искусство всегда отражает то, что происходит в нашей жизни. Нужно подстраиваться под тот мир и под те реалии, в которых мы живем. И нужно понимать, что искусство тоже имеет право развиваться. Зачем мы его ограничиваем какими-то рамками, к которым мы привыкли.