Возвращение Константина Богомолова в МХТ, новые спектакли Евгения Марчелли, Дениса Азарова и обращение к архивам в Театре имени Пушкина. Что смотреть на театральных сценах Москвы в октябре?«Житие FM»
«Современник»
Sovremennik.ru
Пока по планете шагала эпидемия ковида, а новости о ней смешивались с политическими событиями и экологическими катастрофами, у Алевтины Павловны умирал единственный друг — 17-летний пес Федор Михайлович. Одновременно с этим ее дочь Маша переживала череду неудач в поиске работы в городе-мечте, а внучка Даша — первую несчастную любовь. Название пьесы Ярославы Пулинович, которое в оригинале куда длиннее, режиссер Галина Зальцман сокращает до простого «Житие FM», предлагая услышать за постоянной шумовой завесой бесконечного потока информации истории трех женщин из одной семьи. Истории столь же частные, как и общие, столь же символичные, как и конкретные.
«Житие FM» — первая постановка текстов Ярославы Пулинович, ученицы Николая Коляды, в «Современнике». В 2014 году ее пьесу «Жанна» в Театре наций поставил Илья Ротенберг (Ингеборга Дапкунайте, игравшая заглавную роль, удостоилась премии имени Олега Янковского), в 2016-м в Театре на Таганке вышел спектакль Юлии Ауг по пьесе Пулинович «Земля Эльзы», в 2019-м в «Школе современной пьесы» Денис Азаров поставил ее «Тот самый день». В новом спектакле «Современника» заняты известные актрисы театра и кино — Алена Бабенко и Светлана Иванова. Роль пса Федора Михайловича исполняет заслуженный артист России Александр Вдовин.
Когда: 18 октября
«Новая оптимистическая»
МХТ имени А. П. Чехова
Фото: Александра Торгушникова/Mxat.ru
Константин Богомолов снова в МХТ с десятым по счету спектаклем. Режиссер опять берется за советскую литературу и вслед за «Таней» Арбузова выпускает спектакль по «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Впрочем, пьеса только вдохновила режиссера: на сайте театра спектакль назван сочинением самого Богомолова, «Новой оптимистической».
События пьесы разворачиваются в театре, который отдаленно все же напоминает военный корабль из оригинального текста. Новая руководительница, как и Комиссар Вишневского, — борец за прекрасное будущее. Только в данном случае — труппы. Будущее представляется идеальным без предателей (здесь — представителей ЛГБТ), зато с ярко проводимой «линией партии», основанной на патриотизме и идеологии. Из тех немногих сведений, которые имеются о спектакле, ясно, что основная тема — взаимоотношения людей искусства с людьми, облеченными властью.
Константин Богомолов верен себе: новый спектакль он делает вместе с командой постоянных соавторов — художницей по костюмам Ларисой Ломакиной и художником по свету Иваном Виноградовым, актерами Игорем Миркурбановым, Александрой Ребенок, Василисой Перелыгиной. В спектакле также занят Игорь Верник.
Когда: 11, 18, 19 октября
«Шекспиргамлет»
Театр имени Моссовета
Mossoveta.ru
Несмотря на то что «Гамлет» — одна из самых популярных на свете пьес, спектакли по блистательному тексту Шекспира исправно появляются на московских сценах. В этот раз режиссер Евгений Марчелли взял перевод шекспироведа Михаила Морозова — известный шекспировед в 1954 году выполнил его нетривиально, в прозе. При этом главной задачей была не художественная, а, скорее, лингвистическая: точная передача смысловых оттенков, расшифровка второстепенных деталей. А сам режиссер называет свой спектакль «Гамлетом своими словами».
Вероятно, такое наименование созвучно главному замыслу спектакля: показать пьесу прежде всего как историю семейных отношений. Спектакль получился массовым: в списке исполнителей значатся более 40 артистов — без учета сцен, в которых заняты отдельно приглашенные актеры студии «Мост». Роль Гамлета исполняет приглашенный актер Театра наций Кирилл Быркин, в роли Полония — артист «Современника» Сергей Юшкевич, в роли Гертруды — Евгения Крюкова.
Когда: 15 октября
«Старомодная комедия»
«Ленком»Не отменяя прошлого, стремиться в будущее — вот лейтмотив пьесы Алексея Арбузова, которая легла в основу нового спектакля Романа Самгина в театре «Ленком». Немолодой врач и эксцентричная пациентка рижского санатория трепетно хранят память — каждый свою — о прошедшей любви и об ушедших близких. Но жизнь продолжается, в ней есть радость и еще может быть счастье. Их сближение происходит медленно, неловко, проходит через колкость и язвительность, через непонимание и отстранение, их души оттаивают слишком медленно, зато насовсем.
Алексей Арбузов писал «Старомодную комедию» для актрисы Марии Бабановой, а сама история известна российским зрителям по одноименному кинофильму с Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым. В спектакле Романа Самгина, который давно и плодотворно сотрудничает с «Ленкомом», заглавные роли исполняют Олеся Железняк и Игорь Бочкин.
Когда: 8, 10 и 28 октября
«Багровый остров»
Театр имени А. С. Пушкина
Teatrpushkin.ru
В 2022 году, спустя почти 100 лет, режиссер Федор Левин снова ставит пьесу, которую Михаил Булгаков написал специально для Камерного театра, имя которого тогда носил Театр имени Пушкина. «Багровый остров» — это острая политическая сатира, «драматургический памфлет», как называл его сам автор. Вскоре после премьеры и нескольких громких показов спектакль 1928 года был закрыт советской цензурой из-за высмеивания ее собственной ограниченности и чиновничьего подхода к искусству.
«Багровый остров» — это спектакль-репетиция, полный тщательно подготовленных импровизаций, которыми славилась и первоначальная постановка Александра Таирова. Не зря спектакль задуман и воплощен в рамках лаборатории «Камерный театр. Возвращенные страницы», которая возрождает репертуар знаменитого режиссера.
Федор Левин — актер Театра имени Пушкина и Театра наций, начинающий режиссер. Художественным руководителем постановки стал худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев.
Когда: 12–13 октября
«Поцелуй. Конармия»
Театр на Таганке
Денис Азаров, еще недавний художественный руководитель Театра имени Романа Виктюка, свой новый спектакль ставит в Театре на Таганке. Азаров берет «Поцелуй» — один из самых трогательных рассказов из неоконченного сборника Исаака Бабеля о временах Гражданской войны. Его главная тема — любовь, которая всегда появляется внезапно, невзирая даже на беспросветный мрак, постоянный страх и отчаяние.
Построенный на актерской пластике, спектакль, действие которого происходит в условном пустом пространстве, уводит из мира слов в мир ощущений. Хореограф постановки Анна Закусова ранее работала с Азаровым в Театре Виктюка над спектаклями «Москва — Петушки» и «Гроза». Помимо основных героев рассказа, Азаров вводит в действие героя Степь и объясняет это так: «Все проходит в этой жизни, мы рождаемся, встречаемся, расходимся, рождаемся и умираем. А Степь есть всегда. И мы ей не нужны. Она — как город Бродского, который может обойтись без меня».
В команду спектакля режиссер привлек также Ивана Виноградова, главного художника по свету в МХТ имени Чехова и театрального художника Николая Симонова, который много работал с Кириллом Серебрениковым, а также с самим Денисом Азаровым — над спектаклем «Тот самый день» в «Школе современной пьесы».
Когда: 30 октября
Текст: Екатерина Данилова
Фото: Sovremennik.ru