Видео: YouTube/The Paramount Vault
В прошлом году вся Италия чествовала Дзеффирелли – мэтру исполнилось 95. А заодно отмечали 50-летие его самого известного фильма – «Ромео и Джульетта», который стал каноническим воплощением пьесы Шекспира. Фильму предшествовала театральная постановка – в 1960 году в Лондоне Дзеффирелли поставил спектакль с Джуди Денч в роли Джульетты. Успех киноверсии во многом связан с тем, что актеры были максимально близки по возрасту шекспировским героям, так что обаяние и любовная драма юности не были наигранными. Режиссеру даже потребовалось специальное разрешение, чтобы показать в кадре 16-летнюю Оливию Хасси (Джульетту) с обнаженной грудью. На роль Ромео пробовался Пол МакКартни, но в итоге им стал Леонард Уайтинг, которому к началу съемок только исполнилось 17. Важная составляющая, как всегда у Дзеффирелли, – костюмы, выполненные с исторической точностью (за них, а также за операторскую работу фильм получил «Оскар»). Цвета, роскошный бархат и парча – все соответствует стилю XV века. Довершает впечатление замечательная музыка Нино Рота.Видео: YouTube/Movieclips
Шекспир принес Дзеффирелли успех и в театре, и в кино. Между тем, режиссером он стал почти случайно. Франко родился во Флоренции, городе, в котором сложно пройти пару шагов, чтобы не наткнуться на какой-нибудь шедевр Ренессанса, и собирался стать архитектором. Но доучиться не успел – началась Вторая мировая. После войны он работал оформителем сцены, пока не познакомился с Лукино Висконти – случай, изменивший всю его жизнь. Сначала Дзеффирелли ассистировал Висконти на съемках, потом делал костюмы и декорации для его фильмов и спектаклей. А в 1953 году его пригласили в Ла Скала оформить оперу Россини «Золушка», но он стал ее режиссером. Спектакль имел успех и стал началом большой карьеры. «Гамлета» Дзеффирелли снимал уже на пике признания, и в нем есть все составляющие фирменного стиля режиссера – блестящий актерский состав, роскошные костюмы, тонкая, прочувствованная работа с оригинальным текстом.Видео: YouTube/Фильмы
Сюжет этого отчасти автобиографического фильма родом из детства режиссера. Дзеффирелли был незаконнорожденным сыном торговца тканями и жил с матерью, которая умерла, когда ему было всего шесть лет. Осиротевшего ребенка взяла под крыло британская диаспора во Флоренции и жившие в городе богатые англичанки, прозванные «скорпионшами». Им и посвящен фильм. Его действие разворачивается во Флоренции в 1934 году (в это время Дзеффирелли было 11 лет, сознательный возраст, позволявший наблюдать за взрослыми и делать выводы). Муссолини становится все более влиятельным, «скорпионши» его обожают и обсуждают во время файф-о-клок в роскошных гостиных, не подозревая, сколько проблем принесет им правление дуче. Роли своих воспитательниц Дзеффирелли доверил блестящим актрисам – Шер, Джуди Денч, Мэгги Смит.Видео: YouTube/Till Rye
Первый театральный успех пришел к Дзеффирелли на оперной сцене (в Ла Скала, ни много ни мало) и этот жанр оставался его большой любовью до конца жизни. Помимо миланской оперы, он работал в Ковент Гардене, Метрополитен, Венской опере. Одна из наиболее известных постановок – «Травиата» с легендарной дивой Марией Каллас в 1958 году в Далласе. Дзеффирелли мечтал перенести ее на киноэкран, но Каллас умерла раньше, чем ему это удалось. В киноверсии Виолетту сыграла и спела Тереза Стратас, а роль Жермона досталась Пласидо Доминго. Кстати, в танцевальных эпизодах во время бала в кадре появляются Екатерина Максимова и Владимир Васильев.Видео: YouTube/jektusyoga108
Последний из художественных фильмов Дзеффирелли. В нем сплелись в узел судьбы многих без преувеличения великих людей ХХ века. Лента рассказывает о последних месяцах жизни Марии Каллас: она тяжело переживает разрыв с Онассисом, страдает от потери голоса и одинокой затворницей живет в Париже. В одном из интервью режиссер рассказывал, что идея фильма родилась из реального эпизода: в 1976 году он предложил Каллас снять фильм и озвучить его с помощью старой записи «Кармен», но она отказалась. Это было меньше чем за год до ее смерти. Дзеффирелли мучительно выбирал актрису на главную роль, но Фанни Ардан идеально вжилась в образ. Тут же возникает тень еще одной великой женщины, с которой в молодости был знаком Дзеффирелли – Коко Шанель, чьи наряды носила оперная дива. В фильме ее стиль блестяще воссоздал Карл Лагерфельд, работавший над костюмами.Читайте также