В рубрике «5 вещей» мы спрашиваем героев о культурных явлениях и событиях, которые их сформировали. Наша новая героиня — актриса Елизавета Шакира, исполнившая одну из главных ролей в мистическом сериале «Пансион».Англия
В 11 лет родители отправили меня учиться в школу в Кембридже. Задачей было выучить язык и поучиться за границей, но приобрела я куда больше — например, любовь к чтению. У нас была библиотека, и я часто брала из нее книги, чтобы сбегать туда от тоски по дому. Так в мои руки попал «Гарри Поттер», которого я почему-то начала читать с предпоследней книги к первой. До сих пор в сложные моменты перечитываю только на английском.
Кстати, из этого же периода появилась моя любовь к английскому костюмному кино и романам Бронте. Мечтаю побегать по лугам и старым деревушкам в костюмах в стиле «Гордости и предубеждения».
Пина Бауш
На первом курсе мы ставили музыкальные отрывки, и я все не могла определиться с тем, что делать. Прыгала от танцев со стулом к странным импровизациям. Не выдержав моих бессмысленных экспериментов, мастер курса Анна Яковлевна Алексахина сказала посмотреть балеты Пины Бауш и сделать наблюдение. Мой мир перевернулся. Я постоянно что-то заимствовала для своих отрывков, просила однокурсников брать кусочки из балета и делать в мастерской.
В прошлом году ее труппа привозила в Петербург «Полнолуние». Я не могла оторваться от сцены, и в конце, когда зал опустел, я устала и зарыдала на весь партер. Балет так сильно на меня подействовал, что я наконец решилась уйти из места, где мне было очень плохо. Я ощутила столько силы и уверенности в своих действиях!
Пина Бауш — про людей, про любовь, про простоту. Я все еще вдохновляюсь ею и с замиранием сердца смотрю записи постановок.
Спектакль «Макбет. Кино»
Сначала моя подруга-искусствовед привела меня в Москве на «Доброго человека из Сезуана», и я ничего не поняла. «Бег» тоже. А потом уже на первом курсе нас отвели на «Макбет. Кино» Юрия Бутусова. На сцене происходила магия: что-то дикое, звериное, при этом манкое, безумно красивое и завлекающее. Я сидела с открытым ртом, а в конце рыдала от осознания, что я, как начинающая актриса, могу так же. Наверное, я тогда испытала катарсис.
Книга «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
В Петербурге я играла в Театре юношеского творчества, и почему-то режиссер решил с нами ставить спектакль по этой небольшой притче Ричарда Баха. В 16–17 лет было важно говорить о том, что нет пределов, что все в голове, что нужно следовать зову сердца и оберегать его.
Мы ездили в Литву на фестиваль детско-подростковых спектаклей с этой постановкой. На поклонах выходили на авансцену со словами «нет предела» и кидали зрителям бумажные самолетики. Это про свободу и силу. Это было очень важно и остается таким до сих пор. Спустя года четыре после последнего спектакля я сделала себе небольшую татуировку в виде чайки и теперь ношу ее с собой.
Дневник красоты
Когда мы поступили, Анна Яковлевна попросила нас вести дневник. Я знаю, что студенты фиксируют эмоции, наблюдения за людьми, какие-то зарисовки делают, но про красоту не слышала. Каждый день вечером мне надо было садиться и вспоминать, что меня зацепило. В моем дневнике были кусочки штукатурки, промокшие листки с разводами от ручки, засушенные цветы. Я продержалась год, теперь изредка возвращаюсь к этому заданию, когда понимаю, что погружаюсь на дно или перестаю радоваться жизни.