Холодные январские вечера приятно проводить в тепле — например, в театре. В начале года покажут много новых спектаклей — выбрали для вас лучшее.«Зимний вечер. Не один дома»
В «Современнике»«Если тебе плохо и одиноко, просто приходи ко мне домой, послушаем музыку», — так режиссеры Семен Шомин и Полина Рашкина приглашают зрителей переживать холодную зиму 2023-го в «Современнике». Вместе они придумали, как разбудить в каждом взрослом верящего в чудеса ребенка: надо просто напомнить, что в любые времена есть место любви и радости от единения со «своими» людьми. С теми, кому тоже, может быть, холодно этой зимой.
Композиционно «Зимний вечер…» — это музыкально-литературный проект на Другой сцене «Современника» (там же, на Чистопрудном). Вторая часть названия намекает на перекличку с культовым фильмом, который встречается в каждом третьем новогоднем меме. Помимо сцен с Кевином, участниками действия становятся самые разные тексты в исполнении артистов театра: отрывки из Пулинович, Чехова, Брэдбери, Козлова, Бродского. Плейлист тоже эклектичный: например, попсовый хит конца 90-х «Зима, холода» может следовать за «Тремя белыми конями» из телефильма «Чародеи». Пестрые элементы складываются в привычный калейдоскопный зимний рисунок, теплый и уютный. Создать именно такую атмосферу и было одной из главных задач проекта, в основу которого режиссеры положили скандинавскую философию хюгге.
Когда: 13 и 14 января
«Полярная болезнь»
В МХТ им. Чехова
Фото: Александра Торгушникова/mxat.ru
Если хюгге и так царит у вас в доме, а зима не пугает холодами, приходите на премьеру в МХТ. Здесь на Малой сцене режиссер Марина Брусникина поставила пьесу Марии Малухиной о трудной доле челночниц. На дворе 1996-й, три малознакомые женщины отправляются торговать на Крайний Север детским ширпотребом, кружевным бельем и нарядными бокалами. У каждой из них своя судьба, свои мечты и свои причины оставить родных и отправиться туда, где женщины оказываются храбрее мужчин, где жизнь стоит не дороже клетчатой сумки, где полярное сияние сводит людей с ума, а у духов севера крайне переменчивое настроение.
Марина Брусникина не считает 90-е вчерашним днем: по ее мнению, отголоски этих времен еще не замолкли в дне сегодняшнем. Вместе с художницей Полиной Бахтиной она собирает последнее десятилетие прошлого века из деталей, которые непременно узнает каждый, кто зацепил годы потрясений хотя бы на излете. А благодаря художнику по свету Ивану Виноградову бытовое пространство преображается в сказочное, в ледяную и черную полярную ночь.
Когда: 9 и 28 января
«Грех да беда на кого не живет»
В Et Cetera
et-cetera.ru
В этом сезоне Брусникина обращается и к более ранним историческим периодам. В год 200-летия Островского она ставит в театре Et Cetera одну из малоизвестных пьес драматурга. «Грех да беда на кого не живет» интересует Брусникину, прежде всего, темой домашнего насилия, которое всегда сводит на нет и сильную любовь, и искреннюю привязанность.
Художница Нана Абдрашитова придумала для спектакля пространство, где живо перекликаются классика и современность, где текст Островского органично смешивается с поэзией и музыкой наших дней. Создатели спектакля уверены, что главная героиня пьесы — Татьяна Краснова — имеет право на достойное место среди знаменитых героинь драматурга. Героинь, заслуживающих любви искренностью, красотой и страстью, но не имеющих возможности жить свободно в полной предрассудков мещанской среде. В спектакле за атмосферу провинции отвечают гротескные черно-белые костюмы Наны Абдарашитовой и хореография Михаила Колегова.
Когда: 20 и 28 января
«Без вины виноватые»
В Театре на Бронной
mbronnaya.ru
Для тех, кто предпочитает знакомые пьесы Островского, Театр на Бронной ставит «Без вины виноватых». Режиссер — Роман Самгин, а в главных ролях — Лина Веселкина и Олеся Железняк, которые по очереди играют, возможно, самую сильную женщину среди созданных драматургом образов. Любовь Отрадина, бедная, но работящая девушка, пережив предательство любимого и потерю ребенка, на глазах зрителя превращается в Елену Кручинину — блистательную актрису, сравнимую с самой Сарой Бернар.
«Без вины виноватые» одна из пьес Островского, которая, несмотря на интриги, заканчивается благополучно, в лучших традициях средневековых романов (или мыльных опер). Этим она и привлекла внимание режиссера, который уверен, что в наше не особо человечное время всем нам нужны более человечные сказки. Тем более, что пьеса «Без вины виноватые» — это одновременно и драма, и комедия. А такой синтез делает более правдивой и жизненной любую историю.
Когда: 10, 16 и 23 января
«Космос»
В МХТ им. Чехова
Фото: Екатерина Цветкова/mxat.ru
Спектакль с Евгенией Добровольской и Авангардом Леонтьевым по пьесе Алексея Житковского. Герои пьесы — город Бугульма, ночь, хрущевка, а еще — внезапно! — Микки Рурк в культовой роли из фильма «9 ½ недель», Стиви Уандер, который просто позвонил, чтобы сказать, что любит, и воскреснувшие мечты.
В центре сюжета — немолодая одинокая учительница Татьяна, вдова военного, разочарованная в своем взрослом сыне. В провинциальный город, где она прожила всю жизнь, внезапно приезжает ее бывший одноклассник, ныне знаменитый космонавт. В преддверии встречи Татьяна заново осмысляет прожитую жизнь, неожиданно для себя выставляя ей другие оценки и сама не веря в зарождающиеся внутри надежды на счастье.
«Космос» — участник проекта «Артхаб» — экспериментальной лаборатории МХТ по поиску новых пьес и режиссеров. Представленный в октябре эскиз спектакля, в котором приняли участие народные артисты России, прошел с аншлагом.
Когда: 17 и 18 января
«Планета Максимус»
в Театре им. Ермоловой
ermolova.ru
Александр Петров — единственный актер и режиссер-постановщик спектакля, который он сам называет примером антитеатра. «Здесь от зрителей не требуется пристального внимания, — говорит артист, — но если оно возникает, значит, затеянный разговор сумел вызвать резонанс».
На большой сцене театра Ермоловой, под музыку группы Ocean Jet, Петров добивается эффекта доверительной беседы со зрителями, будто они гости в его собственном доме. Его рассказ складывается из фрагментов жизни и истории любви конкретного человека и превращается в посвящение, которое продлевает светлую память об ушедшем друге и помогает каждому зрителю услышать бесконечный космос внутри самих себя.
Когда: 30 января
«Самоубийца»
В Театре им. Вахтангова
vakhtangov.ru
Написанная в 1920-е годы пьеса Николая Эрдмана комично описывает совсем не смешную ситуацию. Посудите сами: простой обыватель Подсекальников собрался покончить с собой. Повод самый ничтожный — жена, понимаете, не с тем выражением лица ливерную колбасу принесла. Выгодно воспользоваться чужой предсмертной запиской спешит вся округа. Герою предлагают убить себя против угнетения интеллигенции, во имя искусства, в защиту торговли, ради честолюбия женщины или в виде протеста советской власти.
Первым поставить «Самоубийцу» хотел сам Всеволод Мейерхольд, современник Эрдмана, а другой современник, Станиславский, смеялся над ней до слез. Но цензура назвала пьесу «разложенным на реплики контрреволюционным монологом» и наложила запрет на спектакль. Спустя 100 лет режиссеру Павлу Сафонову никто не запрещает поставить «Самоубийцу» на Камерной сцене Театра им. Вахтангова как историю столкновения человеческой индивидуальности с социумом.
Когда: 20 и 30 январяТекст: Екатерина ДаниловаФото: et-cetera.ru