Форма поиска по сайту
Все материалы

Елена Проничева стала директором Третьяковки вместо Зельфиры Трегуловой — комментируют искусствоведы

Зельфира Трегулова покинула пост директора Третьяковской галереи из-за окончания срока трудового контракта. Ее заменит глава Политехнического музея Елена Проничева. Узнали у авторов телеграм-каналов об искусстве, как изменится галерея после смены руководства.

Ксения Ламшина
руководитель радио «Культура», автор телеграм-канала «Культурные люди»
Это, очевидно, было сложным решением. Потому что Зельфира Исмаиловна ровно тот директор, который изменил Третьяковку изнутри. Мы все помним выставки-блокбастеры, многие знают о качественных системных закупках, научная работа была поднята на новый необходимый уровень, образовательные проекты, совместные проекты, новый подход в том, как говорить о выставках, как сделать музей доступным для всех, понятным для всех. Добавить еще к этому почти достроенное новое здание и много всего другого. На мой взгляд, это, кроме прочего — а я имею в виду человеческие качества Зельфиры Исмаиловны, — потрясающий культурный менеджер — руководитель, человек. Третьяковская галерея превратилась в один из самых мощных и успешных музеев нашей страны. Народный музей. И это заслуга директора и команды, которую собирает директор вокруг себя. Это обетованное место. Той инерции, которая есть сейчас у музея, надеюсь, хватит на очень долгое время. Судить о том, что будет дальше, сложно, никто из нас целиком не видит картины, которая повлияла на это решение.


Ксения Коробейникова
искусствовед и автор телеграм-канала «ку-ку»
Как изменится Третьяковская галерея, совершенно не очевидно, потому что Елена Проничева — ну, такая, грубо говоря, серая лошадка. Ничего глобального и показательного мы о ней не знаем. Да, работала в Еврейском музее. Да, работала в Политехе, но, какие именно достижения у нее за это время были, нам неизвестно. Зато известно, что Политех за годы при ней так и не открылся. Плюс мы не заметили видимого присутствия музея за пределами физического пространства. Там все-таки прекрасная коллекция, отличные научные сотрудники. За счет них можно было раскрывать потенциал. А на других площадках, когда были такие незаметные поползновения в эту сторону, ничего выдающегося тоже не случилось. Поэтому гадать совершенно бессмысленно. Это может быть как успешный директор, так и наоборот. Я надеюсь, что у нее все получится, все ресурсы для этого есть. Остается верить, что она приведет галерею в порядок — от хозяйственных дел до научно-просветительских и выставочных.


Кажется, что в этом случае мы имеем дело с «совокупностью заслуг» Зельфиры Исмаиловны. Слишком много скандалов: то крыша прохудится, то плесень найдут в залах, то 250 миллионов на кофепойнты. Строительный проект, опять же, редко когда обходится без скандалов. И хотя нельзя недооценивать значение выставок-блокбастеров, Московская биеннале, как мы помним, была отменена совершенно варварским способом.

Елена Проничева, конечно, неоднозначная кандидатура: Еврейский музей и Политехнический — это не только не тот уровень, что у Третьяковки, это и философия другая. Третьяковка куда консервативнее, и это ей не на пользу.

Что же до кандидатур, то функционально родственная Проничевой фигура Ивана Демидова, видимо, тоже рассматривалась, но на своем нынешнем проекте он нужнее. А скамейка запасных менеджеров культуры в России никогда не была слишком длинной. Наша надежда на то, что будет лучше, потому что хуже уже было.


Ева Габулова
режиссер, концептуалист, создатель смыслов, автор телеграм-канала «Почему это шедевр?»
Конечно, посетители будут скучать по смелости музейного менеджера Зельфиры Исмаиловны. Она мастерски связывала недвижимые ценности культурной коллекции с актуальной жизнью, догоняя ценителей искусства в их разных интересах. Вспомним про бесплатный проход в Третьяковку по паспорту болельщика во время ЧМ 2018, акцию «Танцы в музее» вокруг башни Татлина, рекорд с Айвазовским, который побил Пикассо в Нью-Йорке... Ретроспективы Третьяковки вошли в десятку самых посещаемых выставок в мире. Ее идеи с обменами картин и возможностей смогли собрать 300 картин Врубеля в одном месте. Самое крутое ее вложение в музей — это организация эндаумента — фонда целевого капитала. Он сделал ТГТ родней с фондом Нобелевской премии.

Что принесет Елена Проничева, можно только гадать, но ее экс-проект Политеха пока славится рекордным по смещенным срокам и раздутым сметам ремонтом. Неизвестно, когда мы оценим футуристические проекты Политеха, может, они перестанут удивлять будущим и трансформируются в прошлое.

Если коротко, то ее бэкграунд обещает нам:
— Обновление взглядов на посетителей — скорее всего, музей захотят сделать более массовым, более школьным, всероссийским, а не международным.
— Новые программы, акции, инсталляции пройдут в соответствии с привлечением грантов ПФКИ, а это значит, что они ответят на вопросы, в чем суть российского предназначения и где место силы, брат.
— Будут работать на дотации, а не учиться зарабатывать, экспериментировать с инвестированием идей и культурного кода. Последнее, к сожалению, ведет к подконтрольности музейной лексики. Мы будем смотреть и считывать идеи тех, кто платит деньги, а не создает творчество.


Фото: Александр Куров/ТАСС

Читайте также