В Большом театре сменился генеральный директор. На смену Владимиру Урину пришел Валерий Гергиев. По этому случаю публикуем отрывок из книги Агнессы Невской «Мистическая Москва. Самые загадочные места и легенды столицы, от которых захватывает дух» про тайные ходы Большого театра. Вышла в издательстве «Бомбора».
Для чего построили подземный ход между театрами? Труппа тогда была единой, и часто одни и те же актеры участвовали в нескольких постановках. Туннель сделали так, чтобы, перебегая из одного здания в другое, не попадать под снег и дождь.
Многие, приезжая в Москву, стараются непременно побывать в Большом театре — как-никак он один из самых известных и признанных в мире! Не последнюю роль играет и роскошная обстановка — руководители и сотрудники театра чтут классические традиции. Конечно, часто задают вопрос, а правда ли, что под зданием Большого театра множество подземных ходов и различных помещений? Правда!
Во-первых, ранее подземным переходом были соединены расположенные неподалеку друг от друга Большой и Малый театры, хотя здания тогда были другими. Подземный ход в итоге замуровали, но попытки отыскать и посетить его в среде романтически настроенных москвичей не прекращаются. А еще при реконструкции Большого театра его площадь расширили за счет вынесения под землю новых помещений: репетиционных, складов и некоторых других.
В здании, где сейчас располагается Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, раньше был Камерный театр, который в 1914 году открыл режиссер Александр Таиров. В 1949 году театр закрыли. Таиров умер спустя год (многие писали, что от горя), а его жена, актриса Алиса Коонен, прожила еще долгую жизнь, причем в квартире, расположенной в здании их бывшего театра. Затем Камерный был преобразован в Пушкинский и в разных закоулках театра начали встречать призрак актрисы. Труппа обвиняла его во всех своих неудачах. Якобы он прячет реквизит, пачкает костюмы, отвлекает актеров во время спектакля, напоминая о преданном забвению Камерном театре, требуя справедливости. После того как в память о театре Таирова была учреждена особая награда для актеров, призрак исчез.
И еще одна история о Большом театре. Некоторые работники театра утверждали, что перед пожаром в дальних уголках театра всегда видели фигуру человека в черном плаще. Якобы это тот самый «лекарь» готовился к поджогу.
Это здание неоднократно горело. Объяснение нашли такое: когда никакого театра не было в помине, а на месте нынешней Театральной площади было болото, во время очередной чумной эпидемии в дома под видом врача проникал некий злоумышленник. Он давал людям выпить какое-то «чудодейственное лекарство», которое на самом деле было ядом. Отравив всех, кто был в доме, бандит забирал все ценное. В итоге его поймали и утопили в болоте. И с тех пор его злобный дух никак не может успокоиться.
А потом пожары прекратились. То ли проклятие утратило силу, то ли просто керосиновые лампы перестали использовать...
Государственная Третьяковская галерея, основанная в середине XIX века купцом Павлом Третьяковым, сейчас является одним из самых известных музеев мира. Многие истории, связанные с находящимися там шедеврами, уже давно стали достоянием общественности: например, что художник Александр Иванов 20 лет писал картину «Явление Христа народу» или что мишек на картине «Утро в сосновом лесу» изобразил не Иван Шишкин, а его соавтор Константин Савицкий. Но все это, так сказать, сухие факты. А ведь есть еще и легенды о мистических событиях, связанных с коллекциями Третьяковки!
Некоторым картинам приписывают негативную, тяжелую энергетику. Чаще всего подобное говорят о портрете Марии Лопухиной работы Владимира Боровиковского. На первый взгляд — типичный для конца XVIII столетия портрет молодой женщины. Но уже через несколько лет после его создания ходили слухи, что картина приносит несчастье. Дело в том, что Мария умерла в возрасте 24 лет от чахотки. «Душа Лопухиной поселилась в портрете! — зловеще предупреждали любители мистики. — Теперь он сам лишает жизни молодых девиц, стоит им только на него посмотреть!»
Проверял ли кто-нибудь информацию о негативном воздействии портрета Марии Лопухиной? Исследований не проводили, но ни одного случая внезапной смерти среди посмотревших на портрет юных девиц не зафиксировано!
Не менее жуткие вещи рассказывают и о картине «Иван Грозный и сын его Иван»: сам ее автор, Илья Ефимович Репин, признавался, что по окончании работы чувствовал себя больным. Писатель Всеволод Гаршин, который позировал Репину для фигуры царевича, через несколько лет заболел психическим расстройством и покончил с собой. Да и находясь в экспозиции музея, картина неоднократно притягивала к себе не совсем адекватных посетителей: в 1913 году ее изрезали ножом, в 2018-м — повредили металлической стойкой ограждения. Многие видят причину этого в чрезмерном натурализме изображенной сцены.
Государственный исторический музей стал своеобразным зеркалом всех происходивших в России событий и архитектурным символом рубежа XIX–XX веков. Стимулом к его созданию стала московская Политехническая выставка 1872 года, на которой в числе прочего были представлены разнообразные археологические находки. Эти экспонаты и легли в основу музея.
На архитекторов Владимира Шервуда и Анатолия Семенова возлагалась почетная и сложная миссия: здание для музейных экспозиций должно было, во-первых, воплощать идею русского духа и государственного величия, во-вторых — сочетаться со зданиями на Красной площади, а в-третьих — выражать готовность к развитию и прогрессу! Итогом стало появление огромного здания из красного кирпича в неорусском стиле. Правда, некоторые ругали постройку за чрезмерно лубочный вид и слишком явный, как сейчас бы сказали, закос под старину.
Внутреннее убранство здания поражало многоцветьем интерьеров в стиле русского терема. Каждой эпохе, каждому историческому периоду соответствовал один зал. Предметы были представлены самые разные — от живописных полотен до орудий труда первобытного человека.
В здании был смонтирован один из первых в Москве лифтов. Ранее он предназначался для членов императорской семьи, сейчас его услугами пользуются маломобильные посетители.
После революции 1917 года музей не однажды оказывался под угрозой уничтожения. Несколько раз в него врывалась агрессивно настроенная толпа, пытавшаяся выбросить «никому не нужные черепки». Для спасения музея понадобилось вмешательство членов Совета народных комиссаров. В 1937 году было принято решение уничтожить потолочные росписи с изображениями членов правящей династии, но их спасли маляры, закрывшие холсты толстым слоем побелки.
01 декабря, 2023