Ее называли русской Коко Шанель и великой портнихой. Она обшивала императорский дом, а потом стала флагманом легкой промышленности СССР. В ее нарядах ходили известные московские купчихи и звезды советского экрана. Она стала символом русской высокой моды. Надежда Петровна Ламанова.Удивительно, но это имя до недавних пор было забыто. И лишь в наши дни интерес к женщине, на десятилетия ставшей флагманом русской моды, возрождается. Ее платья выставляют в Эрмитаже и Историческом музее, о ней пишут статьи, снимают фильмы. А 22 октября 2022-го на фасаде модного дома Надежды Ламановой на Тверском бульваре установили мемориальную табличку.
Между тем Надежда Петровна из понаехавших. Покорять Первопрестольную она решила в 22 года. Нижегородскую портниху тут, разумеется, никто не ждал. В мире московской моды были свои звезды. К одной из них — Татьяне Войткевич — Ламанова и устроилась. Но очень скоро весть о девушке, умеющей найти подход к клиенткам, разнеслась по городу. Заказов стало так много, что предприимчивая Надежда Петровна решилась открыть собственное ателье. И понеслось…
Так чем же взяла никому не известная Ламанова взыскательную московскую публику? Методом работы. Она не умела рисовать и никогда не делала эскизов. Платье создавала прямо на клиентках. Ставила дам на табурет, набрасывала на них отрезы тканей, драпировала прямо на теле с помощью булавок, учитывая все особенности фигуры, а потом аккуратно снимала и отдавала в пошив. Так тогда почти никто не работал. Женщины могли стоять неподвижно часами — страдали, изнемогали, теряли сознание. Но готовые платья настолько идеально сидели, что все муки забывались вмиг и тут же делался новый заказ. К тому же наряды Ламановой удивительно тонко отражали время и модные тенденции, становились произведениями искусства (неудивительно, что их сегодня показывают в музеях).
Выставка «Ламанова. Русский дресс-код»
Довольно быстро имя Надежды Петровны для многих стало синонимом высокого качества, эксклюзивности и моды. Купчихи Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские выстраивались в очередь, чтобы заказать наряд у Ламановой. Да что там, в мастерскую Надежды Петровны заглядывала даже первая леди города — супруга генерал-губернатора Москвы, великая княгиня Елизавета Федоровна. Дальше — больше. В ателье пришел заказ от самой императрицы. Жене Николая II настолько понравилась работа, что в 1904 году Надежда Ламанова получила высшее звание, которого только мог быть удостоен производитель в Российской империи — «Поставщик Ее Императорского Величества».
В 1908 году Ламанова, ставшая к тому моменту главной московской портнихой, взялась за строительство собственного модного дома. И не где-нибудь, а в самом центре — на Тверском бульваре (как раз там осенью 2022 года и закрепили памятную табличку). Здание превратилось в настоящий комбинат красоты. Здесь были и ателье, и пошивочный цех, и демонстрационный зал. Тут жила и сама Надежда Ламанова с семьей (к тому моменту она уже была замужем за юристом Андреем Каютовым), здесь же были выделены квартиры для швей. Ламанова опекала своих работниц, делилась с ними своими профессиональными навыками, дарила подарки. Не имея родных детей, глава московского дома моды относилась к сотрудницам как к дочерям. А те платили взаимностью, называя начальницу «мама Надя».
Именно в доме на Тверской состоялся первый в нашей стране показ с дефиле моделей парижского дизайнера Поля Пуаре. Ламанова регулярно наведывалась в столицу Франции за вдохновением, актуальными тенденциями и модными тканями. Там-то и произошло ее знакомство с Пуаре. В итоге в 1911 году она организовала его визит в Москву. Ламанова, как заправский гид, показывала ему город, водила по ресторанам, блошиным рынкам и буквально влюбила француза в русскую культуру. Ничего удивительного, что по возвращении домой Поль Пуаре создал коллекцию под названием «Казань».
В. А. Серов. Портрет Ламановой. 1911
К 1917 году Надежда Ламанова была на пике своей деятельности. Она обшивала не только московскую элиту, но и богему. Сам Станиславский пригласил ее создавать сценические костюмы. Портрет Надежды Петровны написал знаменитый Валентин Серов (это была его последняя, незаконченная работа, сегодня она находится в частной коллекции).
Все резко изменила революция. Прямо под окнами модного дома шли перестрелки. Ламанова оказалась в коммуналке, а потом и вовсе ее с мужем посадили в Бутырку. Но уезжать из страны она принципиально отказалась. Есть легенда, будто от расстрела царскую портниху спасла гражданская жена Горького, актриса Мария Андреева, которая просто не представляла, кто еще сможет сшить ей подходящее платье.
Почти в 60 Надежда Ламанова начала жизнь с чистого листа — ушла, как бы сказали сегодня, в сферу массмаркета. В голодной и нищей стране с тканями было сложно, а красиво одеваться хотелось. Ламанова придумала простые модели платьев из солдатского сукна, деревенских рушников и расшитых полотенец, декорировала это все крашеными бусинами из сушеного гороха и кукурузы. Эти наряды на Всемирной выставке 1925 года в Париже произвели фурор. Модники всего мира с восхищением разглядывали ноу-хау русской портнихи. Ее модели получили Гран-при, а сама Надежда Петровна — очередной виток международной известности.
На родине Ламанова вновь начала шить для элиты — на этот раз советской. Жены и дочери партийных работников, генералов и ученых толпились у ее порога. В очереди в примерочную здесь можно было встретить и Ольгу Книппер-Чехову, и Любовь Орлову. Кроме того, талант портнихи пришелся очень кстати развивающемуся кинематографу. Она создала костюмы к фильмам «Аэлита», «Цирк», «Александр Невский».
Фильм «Александр Невский»
Продолжила Ламанова и свое сотрудничество со МХАТом. Сегодня в театре имеется коллекция костюмов авторства Надежды Петровны. Осенью 1941 года, когда немецкая армия подошла вплотную к Москве, Ламанова вместе с труппой должна была уехать в эвакуацию, но не успела — скоропостижно скончалась от сердечного приступа.
Та, кто больше 100 лет назад всколыхнул мир русской моды, сегодня — под прицелом исследователей. Изучают ее биографию, поднимают архивные документы, составляют каталог платьев, даже сделали музей Ламановой, правда, пока лишь виртуальный. А платья, созданные великой портнихой, и сегодня — настоящие бриллианты любой выставки об истории костюма.
Текст: Виталий КалашниковФото: выставка в ЦВЗ «Манеж» к спектаклю МХАТа «Женитьба Фигаро»/@nplamanova, В. А. Серов. Портрет Ламановой
Калашников Виталий