Форма поиска по сайту
Все материалы

Ужин с историей: московские рестораны в старинных зданиях

Дальше речь пойдет не об исторических ресторанах, а о современном общепите, но существующем в зданиях с богатым наследием. Когда-то их строили для жизни, торговли, производства. Теперь же старинные стены наполняются аппетитными ароматами, как цемент соединяющими высокую кухню и великое прошлое.

«Гвидон» на Большой Никитской



Особняк Орловых/Pastvu.com

Ресторан «Гвидон»

Уверен, поедая тартар из гребешка с малиной и молодым миндалем за столиком в ресторане «Гвидон» на Большой Никитской, далеко не все понимают, что вот так же, как они, здесь, в столовой своего городского особняка, обедал один из легендарных братьев Орловых. Хозяин этого дома Владимир Григорьевич был самым младшим в семье и в возведении на престол Екатерины II не участвовал в силу возраста. Да и сама императрица относилась к нему больше как к сыну, нежели как к фавориту. К тому же парень, в отличие от братьев, не проявлял склонности к фехтованию и амурным приключениям, а больше тяготел к наукам.

Владимир окончил Лейпцигский университет, занимался астрономией, лингвистикой, организовывал экспедиции и даже возглавлял Академию наук. А в конце XVIII века он приобрел участок на Большой Никитской улице в Москве и отстроил тут свою резиденцию. Проект дома Орлов заказал одному из самых известных зодчих своего времени — Матвею Казакову. Тот настолько был горд тем, что получилось, что тут же поместил особняк в свой знаменитый альбом лучших зданий города.

Там, где сегодня в солидных емкостях плещутся сахалинские креветки, в 1812-м бушевало пламя. После наполеоновского пожара, повредившего дом, особняк восстанавливал архитектор Осип Бове. Тогда же на фасаде появились барельефы скульптора Кампиони. Вот в таком виде здание дошло до нашего времени. И, кстати, до 1917-го продолжало оставаться во владении линии Орловых, породнившихся к тому моменту с Мещерскими.

«Паризьен» на Ленинградском шоссе



Царский павильон/Pastvu.com

Ресторан «Паризьен»/Parisiene.ru

Но еще более известная фамилия — это, согласитесь, Романовы. Там, где отдыхала семья Александра III, вы тоже можете прекрасно провести время, поедая филе турнедо с эскалопом из фуа-гра. Речь про Царский павильон на Ленинградском шоссе. Тут в 1882-м вырос целый городок Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. Мероприятие приурочили к царской коронации, поэтому среди почетных гостей оказался сам монарх с семьей. Как раз для высочайших персон архитектор Александр Каминский и построил отдельный павильон с элементами русской архитектуры, чтобы утомившиеся августейшие особы могли там уединиться.

Так вышло, что из многочисленных выставочных построек к нашему времени уцелело только это сооружение. Сегодня оно зажато посреди современных многоэтажек, а внутри все как при царе. Только пространства бывших спален и кабинетов сегодня полностью занимает ресторан «Паризьен».

Согласно одной из городских легенд (подчеркиваю), Александр III бывал и в похожем на французское шато особняке на Поварской улице. Ведь им в свое время владела фрейлина императорского двора Александра Олсуфьева. Но строили дом не для нее, а для предыдущего хозяина Бориса Святополк-Четвертинского, впрочем, тоже имевшего голубую кровь и считавшего своим предком самого Рюрика. Как и сегодня, так и 130 лет назад там наверняка можно было отведать копченую стерляжью спинку. Ведь в просторном готическом зале, прекрасно сохранившемся до сих пор, регулярно давали приемы.

Вероятно, уцелеть экстерьеру и интерьерам удалось потому, что в 1930-х здание передали Союзу писателей, который устроил тут ресторан. Для своих. Он функционирует до сих пор. В свое время тут запросто можно было встретить советскую богему. А когда Москву посещали западные знаменитости, то было хорошей традицией давать здесь банкет в их честь. Так что, кто знает, быть может, именно за вашим столиком когда-то сидела Марлен Дитрих или Джина Лоллобриджида.

Cristal Room Baccarat на Никольской



Аптека Феррейна/Pastvu.com

Ресторан Cristal Room Baccarat/Cristalroombaccarat.ru

Что касается ресторана Cristal Room Baccarat на Никольской, то позиции сегодняшнего меню, например зеленый суп из крапивы с черной икрой, вполне могли бы значиться в местном прейскуранте и в начале XX века. Только в качестве лекарства. Дело в том, что в этом здании тогда располагалась известнейшая на всю Москву аптека Феррейна. Сами Феррейн к тому моменту уже несколько десятков лет исправно снабжали жителей Первопрестольной мазями, присыпками и микстурами — заработали и состояние, и репутацию. Поэтому в 1894-м они заказали у архитектора Эрихсона специальное здание для своей флагманской аптеки в двух шагах от Кремля.

Первый этаж занимал торговый зал, на последующих разместились офис компании и фармацевтическая лаборатория. Аптека тут была и в советское время. А фасад, как и прежде, украшают четыре металлические фигуры в античных одеяниях — это изображения греческой богини здоровья Гигеи.

Lila на Сретенке



Модный дом/Pastvu.com

Ресторан Lila

Сальтимбокка и хацилим — эти блюда звучат как названия модных коллекций одежды. И подаются там, где когда-то по подиуму шествовали манекенщицы. Речь про ресторанное пространство Lila на Сретенке. Лаконичное и геометрическое здание появилось тут в 1935-м. В него перестроили небольшой домик, оставшийся от снесенного неподалеку храма. Получилась постройка в духе бодрого и тогда еще очень крепкого советского строя. Изменения облика требовал новый функционал. Бывшую церковную лавку отдали тресту «Мосбелье» и переоборудовали в модный дом! Растесали окна, сделали витрины, первый этаж отдали под демонстрационное пространство, а второй — под швейный цех и примерочные.

Свежий декор интерьеру и экстерьеру придал художник Владимир Фаворский, который в технике сграффито украсил фасад изображениями счастливых и модных советских граждан. К сожалению, его работы не сохранились. Но их могла видеть сама Эльза Скиапарелли, которая посещала Москву в середине 1930-х и была гостьей одного из показов в этих стенах.

Текст: Виталий Калашников

Фото: Pastvu.com

Калашников Виталий