18 мая на онлайн-платформе Okko состоялась премьера «Плейлиста волонтера», нового сериала Максима Свешникова («257 причин, чтобы жить») с Иваном Янковским, Шамилем Хаматовым, Евгенией Громовой, Дмитрием Чеботаревым и другими. Это экранизация одноименного романа о молодом парне, который решил заняться поиском без вести пропавших. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему этот сериал может поначалу вызвать отторжение и почему его тем не менее стоит попробовать оценить.
This browser does not support the video element.
Онлайн-кинотеатр Okko
Штапич, или просто Миша, — 25-летний молодой человек, у которого жизнь пошла под откос. Он рано женился из-за ребенка и быстро развелся — теперь молодая мать его сына требует от экс-супруга выплачивать алименты и почти не дает видеться с мальчиком. Он остался без работы, а недавно его еще и тюкнули по голове, забрав все деньги, взамен подарив частичную потерю памяти. Даже полицейский, принявший Штапича за труп, попинав ногой, вызывает скорую, чтобы та забрала тело. Однако тело вскоре встает и обнаруживает, что его поисками уже вовсю заняты волонтеры из отряда «ЛизаАлерт», которых он встречает буквально на пороге своего дома. Ради любопытства прибившись к своим несостоявшимся спасителям, он обнаруживает, что ему интересно заниматься поисками без вести пропавших, плюс он в этом реально сечет. Правда, счастья это ему по-прежнему не приносит.
Создатель «Плейлиста волонтера», автор биографического романа Артем Ляшенко (он же тот самый Мршавко Штапич, именем которого и назван главный герой) написал книгу после того, как сам четыре года проработал в поисковом отряде параллельно с карьерой на ТВ. И тут сразу надо оговориться: главное, чем берет экранизация за авторством Максима Свешникова («257 причин, чтобы жить»), — это хлесткая авторская фактура, которая пробивается даже сквозь суховатый кинематографический язык. По первым ощущениям, не совсем понятно, что может заинтересовать зрителя в очередной социалке с характерной для России грязно-холодной цветовой гаммой, в которой и труп не всегда удается отличить от живого человека. В памяти всплывает в первую очередь «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, тоже посвященная поиску людей, с тем же самым отрядом «ЛизаАлерт» во главе. Не самый лучший ориентир для сериала, который должен, по-хорошему, с каждой серией приумножать аудиторию.
Первое впечатление действительно именно такое, и оно усиливается фигурой главного героя, сыгранного Иваном Янковским. Наивно-расхлябанный Штапич, который ищет, само собой, не столько других людей, сколько самого себя, с ходу вызывает чувство жалости пополам с ощущением манипулятивности: очередной прозевавший все в своей жизни человек в российской чернухе. Однако первая же сцена, в которой нерадивый мент находит тело парня, которое потом встает и просит закурить, выглядит скорее комично, чем мрачно. Но главное — очень органично, как и все в этом сериале. Прекрасный Иван, в этой роли как-то особенно похожий на своего звездного деда Олега Янковского, недаром получил приз за лучшую роль на фестивале стриминговых сервисов Original+: после комичного следователя — обладателя шокирующего акцента из «Фишера» это определенно новая ступень для актера.
Он тут, впрочем, не единственный выдающийся артист: другие члены поискового отряда, включая девушку по прозвищу Кукла (Мила Ершова), новый платоническо-романтический интерес главного героя, тоже насыщают действо своими проработанными характерами. Один из самых удачных образов — молодой мужчина с прозвищем Хрупкий, в противовес кликухе довольно жесткий и циничный, предпочитающий рубить с плеча: первую же встречу с возможным свидетелем пропажи человека он превращает в натуральный допрос с пристрастием. Играет его Дмитрий Чеботарев, в очередной раз закрепляя за собой звание одного из лучших артистов нашего времени, и это очередная вершина: разноплановый, как и его персонаж, он производит поначалу откровенно отталкивающее впечатление. Но со временем Хрупкий оправдывает свое прозвище, под суровой внешностью скрывая довольно чувствительную и ранимую душу. В этом есть что-то схожее с самим сериалом: кажется, что у вас не сложится, но он находит путь к сердцу.
«Плейлист волонтера» — кино в первую очередь про людей, характеры и судьбы. Он прямолинеен, как штангенциркуль. В этом плане он даже слегка пасует перед более аккуратным, что ли, фильмом Петра Тодоровского «Здоровый человек» на ту же тему поиска людей (кстати, и там играет потомственный актер Никита Ефремов, у которого в дедушках еще один звездный Олег). Но там, где Тодоровский берет тонкостью выделки, Свешников добивает фактурой — Штапич, что гол как сокол, по духу как-то ближе, чем герой Ефремова, современный селфмейд-денди, вдруг решивший встать на путь благотворительности. Честное слово, в «Плейлисте волонтера» один из самых трогательных и одновременно реалистичных бомжей в одном из эпизодов. Люди, порой потерявшиеся и потерянные для общества, с узнаваемыми проблемами и моральными дилеммами, которые ищут путь к свету, — главная причина смотреть сериал Okko.