После четырехлетнего молчания со времен провального предыдущего сезона создатель «Черного зеркала» Чарли Брукер внезапно анонсировал скорый выход шестого сезона. Премьера сразу пяти новых эпизодов состоялась 15 июня. Мы посмотрели их все и решили отсортировать от худшего к лучшему. Вот что получилось.5-е место: «Мэйзи Дэй»
©Netflix
Популярная американская старлетка Мэйзи Дэй на съемках очередной части суперуспешной франшизы в Чехии попадает в неприятность. Наевшись галлюциногенных грибов, она садится за руль машины поздно ночью, а затем все как в тумане. По другую сторону океана пробивная папарацци Бо (Зази Битц) узнает, что актрису эвакуировали из Чехии и в срочном порядке перевезли в закрытую лечебницу где-то в Америке. Бо ничего не боится, поэтому, вооружившись камерой, решает проникнуть за высокие заборы секретного учреждения.
Ничего общего с «Черным зеркалом», каким мы его знали, этот эпизод не имеет. Пустая дешевая страшилка, напоминающая неряшливый фанфик по «Сумеркам» — даже в качестве главной музыкальной темы выбрана памятная для поклонников фильма композиция Supermassive Black Hole группы Muse. При этом вторая половина эпизода — это женский ремейк «Стрингера» (где Джейк Джилленхол сыграл пронырливого папарацци, готового на все ради горячего эксклюзива). Никакой оригинальности. «Мэйзи Дэй» — запросто один их худших эпизодов «Черного зеркала» вообще.
4-е место: «Демон 79»
©Netflix
Закрывающий сезон эпизод переносит зрителя в Северную Англию 1979 года. Кроткая иммигрантка с берегов Индийского океана работает помощницей продавца в обувном магазине. Ее постоянно все тюкают: коллегам не нравится запах ее национальной еды, которую она ест на обед. Местный политикан, баллотирующийся в мэры, во главу своей кампании ставит очищение Англии от иммигрантов и постоянно косо смотрит на героиню. Внезапно одним из обычных вечеров в ее квартире появляется демон и сообщает девушке, что если в течение следующих трех дней она не убьет трех человек, то наступит конец света.
Сюжет «Демон 79» повторяет сюжет последнего фильма М. Найта Шьямалана «Стук в хижине», где герои также должны были совершить убийство, чтобы предотвратить апокалипсис. При этом эстетически серия сделана в ретростилистике фильмов Питера Стрикленда, а тематически напоминает хоррор-версию «Не смотрите наверх». Брукер разыгрывает расовую карту в Британии 1970-х таким же карикатурным образом, как и его коллега Сэм Мендес в недавней «Империи света». Другими словами, снова эпизод вызывает кучу ассоциаций и не может предложить ничего своего. Главная героиня, к сожалению, тоже особой симпатии не вызывает.
3-е место: «За морем»
©Netflix
Снова прошлое — на этот раз альтернативный 1969 год. Двух американских астронавтов отправили в космос для работы на орбитальной станции. Миссия займет несколько лет, поэтому каждого из семьянинов на Земле заменили их точной роботизированной копией. Раз в неделю Клифф (Аарон Пол) и Дэвид (Джош Хартнетт) проводят рутинную проверку показателей на борту, а затем подключаются к специальному модулю, и их сознание переносится в земные тела роботов. Это позволяет им продолжать вести привычную земную жизнь, воспитывать детей, ходить с женами на свидания и так далее. Ровно до того момента, как копию одного из астронавтов жестоко убивает группа агрессивных фанатиков.
Конечно, сам концепт вызывает вопросы. Например, почему нельзя было отобрать менее привязанных к своей земной жизни, неженатых космонавтов? Но, вероятно, тогда вообще не было бы смысла рассказывать эту историю. Начало у эпизода многообещающее: авторы воссоздают убийство Шерон Тейт бандой Чарльза Мэнсона, только вместо беременной актрисы — робот одного из космонавтов. На этом, правда, все манипуляции с альтернативной историей заканчиваются, а ведь 1969-й был одним из самых богатых на события годов в американской истории. Потраченный впустую потенциал прослеживается и в изображении ретрофутуризма, и в донельзя банальном повествовании. В конце концов, мы все это уже видели в культовом сай-фае Дункана Джонса «Луна 2112». Единственное, что радует, — это актерская игра Аарона Пола, отдувающегося в «За морем», по сути, за двоих.
2-е место: «Лох-Генри»
©Netflix
Влюбленная парочка Дэвид и Пия приезжает в маленький шотландский городок Лох-Генри, чтобы снять документальное кино про какого-то фермера и заодно повидаться с мамой Дэвида. В отличие от сына она никогда не покидала родные края. Оказавшись в ужасно живописном Лох-Генри впервые, Пия удивляется, почему тут нет ни одного туриста. Тогда ей рассказывают об одной резонансной трагедии, произошедшей здесь в 1990-х. Местный изгой похищал и пытал людей в бункере под своим домом, а когда его раскрыли, застрелил родителей и себя. Пия понимает, о чем должно быть их документальное кино.
«Лох-Генри» заходит сразу на две территории — напряженного фолк-хоррора и криминального триллера, основанного на реальных событиях. Эпизод неплохо заигрывает с жанром тру-крайм, пользующимся бешеной популярностью. Хорошая одноразовая страшилка на ночь. Но, опять же, при чем тут «Черное зеркало»?
1-е место: «Джоан ужасная»
©Netflix
Первый эпизод сезона — самый лучший. В нем главная героиня по имени Джоан живет среднестатистической жизнью успешной американки. Работает на управляющей должности в престижной фирме, ходит к терапевту, строит отношения с заботливым молодым человеком, имеет богатый дом с хорошей машиной. Однажды вечером, просматривая любимый стриминговый сервис, она обнаруживает в рекомендациях новое шоу «Джоан ужасная» с Сальмой Хайек в главной роли. Включив первый эпизод, Джоан понимает, что это экранизация ее сегодняшнего дня вплоть до мельчайших деталей, но разыгранная с излишней драматизацией и узнаваемыми голливудскими актерами. Что происходит?
Этот эпизод — единственный в сезоне, который отдает тем самым цинизмом и остроумием, за которые мы полюбили «Черное зеркало». Здесь Чарли Брукер не только высмеивает чрезмерное влияние стримингов на наш сегодняшний образ жизни (естественно, на примере Netflix), но и возможности нейросетей. Достаточно принять обычное пользовательское соглашение, и у онлайн-сервиса появляется возможность оцифровать вашу внешность и снимать с ней целые сериалы. При этом не важно, вы — обычная Джоан или звезда уровня Сальмы Хайек.
Подводим итоги. Когда-то «Черное зеркало» было злой, острой, как нож, социальной сатирой о зависимости человека от современных технологий. Сейчас шоу Брукера превратилось в коллекцию отбракованных страшилок, которые не взяли в «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо». Когда-то «Черное зеркало» пугающе точно предсказывало будущее, а сейчас увязло в фантазиях о прошлом. Небольшое утешение для фанатов сериала лишь в том, что шестой сезон все же чуточку поинтереснее пятого. Хотя определенно лучшие годы «Черного зеркала» уже позади.
Текст: Вадим Богданов
Фото: ©Netflix