Форма поиска по сайту
Все материалы

Больше не Гарри Поттер. 30 лет Рэдклиффу

кино

27 июля, 2019

Когда только начались съемки самого первого «Гарри Поттера», быстро выяснилось, что на площадке должны постоянно дежурить не только укротители фантастических тварей и психологи для дементоров, но и… стоматологи. И это не шутка: в кадре мелькали десятки детей, съемки шли отнюдь не в хронологическом порядке, поэтому любой выпавший зуб мог стать досадным киноляпом. Особенно если у очередного сладкоежки была заметная роль со словами. С тех пор прошло двадцать лет, и если Дэниела Рэдклиффа сегодня и беспокоят зубы, то только зубы мудрости: ему только что исполнилось 30, он собирается вскорости завести семью, а его выверенная карьера может служить примером для всех юных звезд. По случаю юбилея мальчика, который выжил в жерновах славы, кинокритик Егор Москвитин рассказывает, как актеру удалось избавиться от шрама на лбу и вырваться из Азкабана одной роли.

Фото: Cindy Ord/Getty Images

Страшно представить, но нынешних празднеств могло и не быть. 11-летний Рэдклифф не отказался от роли Гарри Поттера лишь потому, что был очень воспитанным и нерешительным ребенком. В 1999 году он сыграл в телефильме «Дэвид Копперфильд», и когда в Британии начались поиски Гарри Поттера, его досье одним из первых попало на стол режиссера Криса Коламбуса. Но, как выяснилось, мальчика уже не интересовало актерство. Однако требований к соискателю было слишком много: он не должен быть старше героя (иначе перерастет того между фильмами), глаза – непременно синего или зеленого цвета. К тому же у сменявших друг друга кастинг-директоров «Гарри Поттера» было строгое правило: прослушивать только британцев. Исключений не делали ни для кого – поэтому даже Робин Уильямс не смог сыграть Хагрида. Так что в какой-то момент отчаявшийся Коламбус все же вернулся к кандидатуре Рэдклиффа. Продюсер фильма Дэвид Хейман (он же, кстати, на днях привезет в Москву тарантиновский эпос «Однажды в Голливуде» и самого Тарантино) лично отправился в театр, где бывал отец Рэдклиффа, и в присутствии того взял с мальчика слово, что он все же заглянет на кастинг.

Постер к фильму «Гарри Поттер». Фото: Pottermore.com

Так у Гарри Поттера появилось лицо, а у еще недавно «бывшего актера» Дэниела Рэдклиффа – полное приключений детство. Больше всего в работе ему нравились пресс-туры – поездки в тогда еще далекую Америку (сейчас Рэдклифф живет в Лос-Анджелесе) и Японию ради общения с журналистами и продвижения фильмов. Если считать подготовительный период, «поттериана» заняла почти полжизни актера – 12 лет. Это дольше, чем томился в Мордоре Элайджа Вуд, и больше, чем блуждал в «Сумерках» Роберт Паттинсон, – два других актера, которым тоже было непросто избавиться от шлейфа самой узнаваемой роли. Когда в последней серии саги в 2011 году лицо Рэдклиффа прогнали через своеобразный FaceApp, чтобы показать, как будет выглядеть Гарри Поттер спустя несколько десятилетий, за актера стало совсем уж страшно. Казалось, что он так и останется до самых седин мальчиком, который выжил.

Фото: Alexander Koerner/Getty Images

Кроме того, в последние годы пробега «Гарри Поттера» едва разменявший третий десяток актер пристрастился к виски. Впрочем, особых проблем для Warner Brothers эта внезапная (или не внезапная, если учесть, что избалованный судьбой Рэдклифф накануне стал самым «кассовым» актером нулевых и попал в этом качестве в Книгу рекордов Гиннеса) тяга к алкоголю не создала. Да и вообще, среди выпускников Хогвартса встречаются и те, кто сел в настоящую тюрьму. А Рэдклифф быстро взял себя в руки – и придумал для себя интереснейший карьерный путь.

Забавно, но первым же отступлением Рэдклиффа от образа Поттера была роль другого сироты – но уже не диккенсовского, как у Роулинг, а настоящего. «Декабрьские мальчики» (2007) – драма о подростках, ждущих усыновления. И о лучших друзьях, осознающих, что они должны конкурировать за счастье, которого на земле никогда не хватает на всех. Фильму не повезло со сценарием, но зато он продемонстрировал жажду Рэдклиффа учиться. Из-за «Гарри Поттера» жизнь британца была расписана по часам, но он все же нашел время освоить австралийский акцент. Кстати, вот упражнение от Рэдклиффа для тех, кто хочет разрабатывать речевой аппарат, – попробуйте-ка повторить этот рэп-алфавит!

Кадр из фильма «Декабрьские мальчики». Фото: «КиноПоиск»

Резко очнуться от сказки не получилось, но актер не отчаялся и уже в 2012-м (сразу после завершения «поттерианы» – вполне себе мрачного и готического, если вспомнить финальную битву) сыграл в ужастике «Женщина в черном». Англия XIX века, викторианские ужасы, собранные из антиквариата декорации – все в фильме говорило о том, что Рэдклифф настроен на плавный выход из привычного антуража. Но был и малозаметный нюанс: его герой не только сражался с призраками, но и пытался защитить собственного ребенка. Недавнее «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном в роли космического папы не даст соврать: сыграть отца – верный способ перестать быть мальчишкой.

А параллельно с викторианским хоррором у Рэдклиффа выходит кровавая и черная телекомедия… по мотивам рассказов Булгакова. В «Записках юного врача» (2012–2013) тоже царит ощущение театрального капустника и литературного кружка. Охочие до русской классики британские сценаристы превращают тревожные провинциальные трагедии Булгакова в ироничные мини-истории, позволяя актерам насладиться запретными плодами – морфием, пьянством, депрессией, властью над чужими жизнями и заряженными в ожидании конца света револьверами. Вместе с Рэдклиффом в этом странном рехабе оказывается Джон Хэмм – взрослый актер, достаточно поздно прославившийся благодаря главной роли в сериале «Безумцы». Он тоже ищет выход из лабиринта однобокой славы.

Кадр из фильма «Записки юного врача». Фото: «КиноПоиск»

Следующая остановка – молодежные трагикомедии. Сначала ромком «Дружба и никакого секса?» (2013). Ведь блестящая актриса Зои Казан в качестве партнерши – лучший способ разорвать в умах фанатов связь с Эммой Уотсон. Которая, кстати, в том же году сама пустилась во все тяжкие, сыграв в «Элитном обществе» Софии Копполы. А следом выходит странная фантастика «Рога» (2013), в которой простой американец вдруг превращается в дьявола с первичными адскими признаками на лице. Параллельно с этим вполне себе трешем (но трешем остроумным) Рэдклифф играет писателя Аллена Гинзберга в драме «Убей своих любимых» (2013). В фильме появляется и Джек Керуак – как и в вышедшем за год до того экзистенциальном роуд-муви «На дороге», в котором сыграла Кристен Стюарт из «Сумерек». Ей помогло – и Гарри Поттеру поможет.

Кадр из сериала «Дружба и никакого секса?». Фото: «Централ Партнершип»

Следующая роль актера – отказываться от ролей. Вплоть до 2016 года Рэдклиффа почти не видно в большом кино, а пара картин, в которых он все же снимается (например, в роли выгульщика собак в «Девушке без комплексов» в 2015), остаются незамеченными ровным счетом никем. Зато в 2016 году выходит «Человек – швейцарский нож», и в нем Рэдклифф без слов играет самый что ни на есть настоящий смердящий труп. А в конце года актер, не раз повторявший, что он горд быть евреем, продолжает подвиги Эдварда Нортона и Бена Фостера, сыграв скинхеда в «Империуме». Точнее, полицейского под прикрытием, внедрившегося к скинхедам, но масштабов физической и душевной трансформации это не отменяет. Фильм не пользуется успехом, но самоотдача Редклиффа вновь восхищает критиков. А фанатская база в ту же осень 2017-го помогает добиться театрального успеха с постановкой спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в «Олд Вике» – на сцене, которую совсем недавно оставил худрук Кевин Спейси (кстати, запись спектакля показывала в московских кинотеатрах компания Theater HD, и есть шанс, что привезет еще).

Кадр из фильма «Джунгли». Фото: Megogo Distribution

А в 2017 году Рэдклифф отправляется в «Джунгли» – фильм, снятый на пределах человеческих возможностей. Серьезную мускулатуру, набранную для «Империума», приходится положить на алтарь искусства: выглядит актер в картине о выживании чуть здоровее и жизнерадостнее, чем Кристиан Бейл в «Машинисте». Но самое интересное в этой роли – одиночество и безумие героя, потерявшегося в джунглях. А год спустя Рэдклифф зачем-то снимается в «Опасном задании» – неважном триллере про наркокурьера, призванном продемонстрировать, что с бородой актер уместно смотрится и в боевиках. По сюжету его герой – еще и семьянин, прям-таки Брюс Уиллис XXI века. После такого надо передохнуть. И в 2019-м Рэдклифф появляется лишь в мини-сериале «Чудотворцы» (в России он легально доступен на «КиноПоиске») – легкой комедии о том, что пути Господни неисповедимы, поэтому удары судьбы нужно принимать с улыбкой. Сам юбиляр к этому, судя по всему, привык. Фильмы с его участием по-настоящему не выстреливают вот уже восемь лет. В отличие от Роберта Паттинсона и Кристен Стюарт, он не гастролирует по лучшим кинофестивалям планеты. Но прямо сейчас в производстве находится полдюжины новых проектов с его участием, а время играет на стороне актера, ведь он уже не выглядит, как вечный тинейджер. И главное – никто не сомневается в широчайшем диапазоне его талантов. Так что ему, как говорил один мальчик своему безносому оппоненту, «есть, ради чего жить».

Москвитин Егор