В последние годы в России особенно активно стало развиваться жанровое кино в востребованных «темных» жанрах — триллера и хоррора. Одной из таких картин стал «Кентавр» Кирилла Кемница, спродюсированный Ильей Найшуллером («Хардкор»). В главных ролях Юра Борисов, Анастасия Талызина и Сергей Гилев. Фильм был показан на открытии фестиваля «Горький Fest» в Нижнем Новгороде и 13 июля выходит в широкий прокат. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, чем этот фильм при всех своих недостатках может зацепить массовую аудиторию.
This browser does not support the video element.
Онлайн-кинотеатр Okko
Саша — скромный таксист с непростым прошлым и сквозящим во взгляде одиночеством. Он работает по ночам и не прочь завязать разговор с каждым пассажиром, кто садится к нему в салон. Однажды к нему подсаживается молодая девушка Лиза в платьице выше колен и просит подкинуть ее по адресу рядом. Проявив чудеса прозорливости, Саша угадывает в ней эскортницу, катающуюся по «работе». Та сперва было обижается, но потом признает: жизнь такая, деньги не слово, за ними в карман не полезешь. Решив проучить пронырливого водителя, она случайно узнает, что у парня инвалидность — он еле ходит на слабых ногах. В качестве компенсации Лиза предлагает тому покатать ее по ночной Москве за хорошую плату. Тем временем в округе маньяк убивает девушек, выбрасывая их тела за МКАД, а за машиной Саши, кажется, катается загадочный «Ленд-Ровер» с подозрительными людьми внутри. Кто-то явно что-то скрывает.
За последние пару-тройку лет российская киноиндустрия старательно пестует жанровое кино, и за это надо отдать должное таланту Ильи Найшуллера: начиная с «Хардкора» он старательно делает жесткие — как в плане структуры, так и порой буквально — кондовые фильмы по западному образцу. «Кентавр», до которого из Голливуда дотянулись его продюсерские руки, снял режиссер Кирилл Кемниц, который до этого мало чем прославился, и тут фирменный найшуллеровский почерк чувствуется во всем. Начиная от структуры — медленный, мрачный, обволакивающий зрителя приятным холодком триллер, которому самое место в программе Midnight фестиваля «Сандэнс» и иже с ним, и заканчивая музыкой актрисы и композитора Дарьи Чаруши, супруги Найшуллера, написавшей скрипуче-громыхающий саундтрек, который не постеснялся бы взять к себе и какой-нибудь Джонатан Демме.
Безусловный, стопроцентный плюс «Кентавра» — он держит зрителя характерной для жанра мертвой хваткой, не отпуская до самого конца. При этом в плане темпоритма к нему, конечно, могут быть некоторые вопросы. Сценарист Михаил Зубко писал и чисто комедийных «Непослушников», и сносный триллер «Смертельные иллюзии»; возможно, от этого в «Кентавре» временами ощущается разнородность некоторых элементов. Например, историй про manic pixie dream girl (эксцентрических девушек, творящих всякую дичь, меняя тем самым закостенелого мужчину; смотрите, например, «Вечное сияние чистого разума») российскому кино, честно говоря, не то чтобы не хватало, особенно в фильме про маньяка. Анастасия Талызина, которая снова играет секс-работницу (интересно, когда-нибудь в российском жанровом кино у женских персонажей будут другие профессии?), органична, хотя специфика образа и вынуждает ее порой переигрывать. Именно моменты с переборами выводят зрителя из строя, выбивая из общей интонации камерного триллера про загадочных и явно опасных друг для друга попутчиков.
Но нельзя не признать, что такие моменты непродолжительны и, когда мы вновь подключаемся к игре в психологические кошки-мышки с героем Юры Борисова, который то ли действительно просто таксист Саша, то ли что-то старательно скрывает, становится по-хорошему неуютно. Сценарий плотно напичкан нюансами и деталями, которые зритель иногда замечает, но иногда ловит себя на мысли, мол, ого, а вот это было сейчас неожиданно! Самое же неожиданное случается, когда выясняется, что структура фильма-аттракциона, в котором процентов 70 времени особо ничего не происходит, зато потом ка-а-ак произойдет, вполне применима к российскому кино. Этот фильм не настолько перекручен драматургически в бараний рог, как близкий по настроению «Казнь» Ладо Кватании, и не столь лобовой, как звериный хоррор «Бешенство» Дмитрия Дьяченко. С ними обоими «Кентавра» роднит то, что все эти фильмы рассчитаны на интерес самой массовой аудитории.
И хотелось бы верить, что до зрителя он доберется — легко представить себе сформировавшуюся, зрелую киноиндустрию, когда в ней органично существует вот такое кино. С интригой, обоймой секретов, клиффхэнгерами и выразительными актерами — Юра Борисов умудряется сочетать в себе фирменную простоту и фирменную же зловещесть, а секретный козырь фильма Сергей Гилев выпускает кракена под конец, чтобы добить ошеломленного зрителя в слегка затянутом, но все равно чертовски впечатляющем финале. Да, не без огрехов, но Кемницу, Зубко и Найшуллеру удается то, что не удается многим российским фильмам — увлечь и развлечь, шокировав свою аудиторию. Работайте, друзья, нам нужен свой жанровый локомотив, который потащит за собой остальное.