Форма поиска по сайту
Все материалы

Российские фильмы, которые мы ждем: 6 новых авторских работ

Российское кино, несмотря на изоляцию, продолжает двигаться, и особенно интересно смотреть, что происходит с авторским кинематографом. Кинокритик Иван Афанасьев выбрал шесть свежих картин, которые еще нет в прокате, но все они рано или поздно выйдут в кинотеатрах или на стримингах, остается лишь дождаться окончательных дат релиза.

«Блондинка» (режиссер Павел Мирзоев)

START

Ира — актриса, однако в жизни она, напротив, невероятно искренняя и наивная: состоит в отношениях с глубоко равнодушным к ней режиссером театра, где играет, верит в чистую любовь и мечтает перевернуть мир своим творчеством. Когда их маленький гордый коллектив выставляют на улицу, она находит новое помещение и даже добывает немаленькую сумму на аренду. Но внезапно возлюбленный исчезает в неизвестном направлении, оставив и ее, и других актрис театра одних накануне спектакля. Ира отправляется на его поиски.

Трудно сказать, что «Блондинка» Павла Мирзоева («Как я стал…») — экранизация одноименной пьесы Александра Володина («Осенний марафон»): оригинальный текст выпотрошен начисто. Так что фанатам классика лучше к фильму не приближаться. Тем не менее те, кто любит истории про радость жизни, веру в людей до последнего и просто непрошибаемый оптимизм, оценят эту картину с явным закосом под кино 1960-х. Плюс великолепная Дарья Жовнер («Теснота»), которая доказывает, что она хоть и не блондинка, но очень даже актриса.

«Лиссабон» (режиссер Светлана Филиппова)

Анна и Миша прожили вместе много-много лет. Но, увы, им все-таки пришлось разойтись — тихо, спокойно, как будто вообще ничего и не было. Старшая дочь Варя вроде бы и не заметила — все так же готовится к поездке по учебе в Лиссабон. Совсем не так это происшествие переживает 17-летний Иван: у него на носу поступление в киновуз, но все, о чем он может думать, — родители фактически его предали, разведясь. Никто не может нормально поговорить друг с другом, и пространство вокруг героев регулярно вспыхивает всполохами ярости.

Эстетская картина Светланы Филипповой, ранее занимавшейся анимационным кино — тем более неожиданно, что для своего фильма она решила выбрать черно-белую палитру. Впрочем, это идеальный тон для меланхоличной драмы с элементами комедии, в том числе черной: ощущение развода как тихого и абсурдного апокалипсиса фильм передает идеально. Продюсер, кстати, Алексей Федорченко («Война Анны»), так что ждите местами специфического юмора. В главных ролях — великолепная Мария Смольникова («Сталинград») и перспективный дебютант Степан Харченко.

«Отпуск в октябре» (режиссер Роман Михайлов)

Света — актриса, живущая в Санкт-Петербурге и перебивающаяся заработками в эпизодических ролях в ментовских сериалах. Однажды ей поступает предложение от загадочных продюсеров из Болливуда — сняться в мюзикле. На месте она, правда, обнаруживает, что происходит нечто странное: никто не понимает, что именно они делают, участники живут в странной гостинице, похожей на заброшенную, а в свободное от работы время некоторые из них участвуют в странной игре, разыгрывая старые советские фильмы… в жизни.

Пожалуй, наиболее выдающаяся картина в конкурсе и просто одно из самых заметных явлений в нашем кино, которое тем не менее жюри принципиально обошло стороной. Новая работа культового гения киноандеграунда Романа Михайлова («Сказка для старых») — это практически «Внутренняя империя» Дэвида Линча, деконструкция кино как искусства и убедительный ответ на вопрос «зачем вообще смотреть, как люди живут чужой жизнью на экране?». А заодно пример того, что хороший фильм, как ремонт, невозможно закончить — его можно лишь остановить.

«Нина» (режиссер Оксана Бычкова)

Нина живет счастливой жизнью с успешным мужем, содержащим ее, и любимым сыном. Однажды раздается звонок: ей набирает Руслан, бывший возлюбленный, который, по его словам, умирает. Он просит женщину приехать в Тбилиси, где остановился, чтобы провести последние дни с ним перед операцией, которая почти наверняка его все равно не спасет. Сердобольная Нина отправляется в Грузию, предварительно получив на это согласие мужа — проводить некогда дорогого ей человека в, возможно, его последний путь.

С этой картиной связан скандал: после показа «Нины» в качестве фильма открытия режиссер Оксана Бычкова («Питер FM») заявила, что его перемонтировали без ее участия. Мы, скорее всего, никогда не узнаем, каким все было изначально — в конце концов, она не Зак Снайдер. Но и в том виде, что есть, это не самый плохой сценарий самой чувственной сценаристки нашего кино Любови Мульменко, неплохие актерские работы Юлии Пересильд и Евгения Цыганова, а также выдающаяся живопись в кадре оператора Михаила Хурсевича и виды Тбилиси, похожего то ли на рай, то ли на лимб.

«Свет» (режиссер Антон Коломеец)

Татьяна Сергеевна работает в социальной службе, которая помогает старым людям, оставшимся без ухода. Ей самой скоро 60, но она полна сил, бодрости духа и женской красоты. Неожиданно для себя ей приходится окунуться в воспоминания о своей молодости, пришедшейся на СССР конца 1970-х: дискотеки, поездки на дачу, ситцевые платья. Первая любовь, первое разочарование, первая ссора с лучшей подругой и событие, которое изменило ее жизнь навсегда.

Психологическая драма одного из самых тонких режиссеров нашего кино (посмотрите его короткометражные работы и дебют «Ваш репетитор»), которая мечется между двумя сюжетными линиями, но в итоге зрителя не путает и даже напротив — выстраивает грамотную структуру фильма о слегка запоздалом переломе в душе человека. Елена Яковлева в главной роли великолепна, но еще больше впечатляет 25-летняя Дарья Коныжева («Праведник»), играющая молодую версию героини с невероятной точностью и самоотдачей.

«Привет, мама» (режиссер Иля Малахова)

Start

Кира работает в аэропорту Пулково в кол-центре. Ей 38, она красива и самодостаточна: мужчины обычно лежат у ее ног, стоит ей лишь повести глазами. Сама она при этом живет с младшей сестрой, успевшей в подростковом возрасте стать мамой, которая еле справляется со строптивой дочерью-подростком и второй дочерью, помладше. Однажды они узнают, что мама, давным-давно выгнавшая их из дома, столь же давно и бесследно пропала, оставив дочерям в наследство квартиру в Питере. Кире следует оформить документы и забыть об этом, но она, не желая ворошить прошлое, старательно уходит от этих забот.

Утонченная драма про молодую женщину, которая пытается помочь всем вокруг, но едва ли может привести в порядок свою собственную жизнь. Кира — узнаваемый типаж: мужчины говорят о ней «красива, как ведьма», собеседники из кол-центра боготворят за отзывчивость, но сама она того и гляди пойдет вразнос. Дарья Савельева в главной роли недаром получила приз за лучшую женскую роль на фестивале — стоит также обратить внимание на Аглаю Тарасову, которая в кои-то веки играет обычную, приземленную, а не роковую женщину-красотку.

Фото: «Нина»

Читайте также