Рецензия кинокритика на хоррор «Два, три, демон, приди!»

Рецензия кинокритика на хоррор «Два, три, демон, приди!»

Хорроры в российском прокате полуторалетней давности уже давно стали заменителями привычных блокбастеров — с массовым кино сейчас туго, а эти фильмы, по крайней мере, могут ненадолго развлечь своими лобовыми приемами. В таком потоке релизов очень легко пропустить что-то стоящее в жанре — например, «Два, три, демон, приди!», один из главных хорроров года, который хвалят за рубежом все кому не лень. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему этот фильм стоит посмотреть даже тем, кто к жанру равнодушен.

Arna Media

Миа — молодая девушка, которая год назад потеряла мать при странных обстоятельствах. Травмированная и отчужденная, она скитается в поисках родственной души: почти все друзья отдалились, парень ушел к другой, даже собственный отец держится на расстоянии. Компанию она находит в семье лучшей подруги Джейд и ее младшего брата. Однажды они попадают на закрытую вечеринку, где практикуется странная забава: любой желающий садится на стул напротив мумифицированной руки, якобы принадлежавшей какому-то колдуну. Если взяться за нее и произнести простенькое заклинание при определенных условиях, дух из потустороннего мира на время вселится в любителя острых ощущений; зеваки снимают процесс на камеру. Само собой, в один момент все выходит из-под контроля и начинается страшное.

Рецензия кинокритика на хоррор «Два, три, демон, приди!»

Вокруг «Поговори со мной» (непонятно по какой логике названного в нашем прокате «Два, три, демон, приди!») за короткое время сложился, без двух секунд, культовый статус. Зарубежные и российские критики поголовно хвалят фильм, зрители проставляют высочайшие оценки и охотно голосуют долларом (за это время малобюджетный хоррор уже успел почти шесть раз окупиться). В рецензиях и отзывах звучат громкие эпитеты вроде «новое слово в жанре», а режиссеров, 30-летних братьев-близнецов Дэнни и Майкла Филиппу, уже кличут прижизненными классиками и ставят в ряд с корифеями постхоррора Джорданом Пилом, Ари Астером и Робертом Эггерсом. Хайп вызван в том числе покупкой фильма к дистрибуции культовой кинокомпанией A24 — некоторые даже думают, что это фильм ее производства (что вовсе не так, Филиппу даже живут в Австралии, а не в США).

Ну а в зарубежном сегменте YouTube они также известны как авторы популярнейшего канала про кино RackaRacka, где выкладывают забавные видосы, скрещивая, например, «Гарри Поттера» со «Звездными войнами». Но не стоит думать, глядя на эти смешные постановки, что «Два, три, демон, приди!» будет таким же смешным и веселым, хотя из завязки фильма мог бы получиться вполне себе комедийный хоррор-пародия на фильмы про экзорцизм и прочие спиритические доски. Разумеется, смешные моменты, как и положено современным ужастикам, здесь тоже есть: даже сам процесс вселения духа в человека через демоническую руку делается молодыми ребятами ради того, чтобы повеселиться и выложить видео «прихода» в Сеть. Но на этом и замешан ключевой аспект фильма: авторы специально не раскрывают подробности того, почему именно эта странная штука дает такой эффект, потому что самим участникам это не слишком интересно. Они просто нашли забавную приколюху и пользуются ею, не думая о последствиях.

Рецензия кинокритика на хоррор «Два, три, демон, приди!»

Как если бы в детстве кто-то нашел заряженный пистолет и решил с ним поиграть — последствия могут быть крайне печальными, и именно об этом в том числе фильм. И на самом деле никакой революционности в такой концепции нет — подобное уже было ранее в сотнях фильмов про экзорцизм, а сама идея столкновения с опасным и неизвестным «чисто по фану» воспроизводилась в «Коматозниках» и, например, «Других ипостасях» Кена Рассела, вышедших еще в 1980 году. Филиппу просто грамотно переплетают в своем кино многие жанровые схемы и штампы, чтобы потом вывернуть их наизнанку. Допустим, сама идея о том, что вселение духов может не только кому-то понравиться, но и вызывать привыкание сродни наркотическому — это действительно что-то новенькое. Или, например, одна из первых сцен, в которой Миа и младший брат ее подруги едут на автомобиле и натыкаются на… нет, не выскочившего на дорогу оленя, как это часто бывает в таких фильмах, а на кенгуру (Австралия же!). И, само собой, позже этот умирающий зверь еще обязательно примет участие в сюжете в весьма жуткой сцене.

И как раз вот эта самая структурная новизна во всем, что всегда до этого казалось привычным, приводит к тому, что фильм может впечатлить даже повидавшего всякое знатока жанра. «Два, три, демон, приди!», с одной стороны, идет по проторенной многочисленными предшественниками дорожке, нагнетая беспокойство, делая его привычным, чтобы позже совершить резкий рывок в другую сторону — и от души напугать зрителя, приготовившегося к совсем иному маршруту. По крайней мере, он возвращает хоррорам то, чего они отчасти лишились в последние годы, добавив себе приставку «пост-», — умение дарить острые ощущения. И, честно говоря, центральный конфликт в фильме — очередная психотравма главной героини (смерть матери), которую она вместе со зрителем прорабатывает, — выглядит на этом фоне слегка чужеродным.

Рецензия кинокритика на хоррор «Два, три, демон, приди!»

Это мы видели уже много раз, и тут Филиппу как раз консервативны: это еще один фильм о чувстве одиночества и поиске целебной пилюли от сквозящей тоски по умершему близкому человеку. К этой сюжетной линии вопросов нет, в том числе потому, что актеры (почти все, не считая Миранды Отто из «Властелина колец», новички) играют убедительно, делая историю достоверной. Но даже «Бабадук» почти десятилетней давности (на съемках которого братья, кстати, работали), еще один австралийский хоррор тех же продюсеров, уже высказывался на эту тему, причем более чем убедительно. Это единственная претензия к фильму, и то довольно субъективная — два полюса сюжета (экзорцизм и травма главной героини) уравновешивают друг друга и органично дополняют. Главное, что фильм работает, и еще как — для дебюта это вообще выдающееся кино. Просто, возможно, не настолько революционное, как его описывают, но которое вполне может заново открыть жанр для сомневающихся и доставить невероятное удовольствие тем, кто и так его любит и ценит.

Фото: Arna Media

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости