Форма поиска по сайту
Все материалы

Кинотеатру «Художественный» — 115 лет! Вспоминаем его историю

Москва истории

11 ноября

Это как раз тот случай, когда самый старый не значит отсталый, занудный или ветхий. Уже больше 100 лет кинотеатр «Художественный» держит планку модного киноместа и является ньюсмейкером, подбрасывая все новые информационные поводы.

А началось все в конце XIX века. Тогда в Москве впервые стали демонстрировать движущиеся картинки. Дебютная съемка в Первопрестольной — коронация Николая II — оказалась бестселлером. Вот только крутили эту ленту, как и многие последующие фильмы, где придется. Для сеансов предшественники современных прокатчиков арендовали театральные залы, просторные комнаты дворянских и купеческих усадеб, а порой и просто натягивали простыню прямо посреди двора. И даже на такие кустарные показы люди шли с большой охотой. Сидели на неудобных лавках, ютились в сомнительных помещениях, отмахивались от насекомых и восхищенно вглядывались в мигающий экран. Антрепренеры же потирали руки, подсчитывая прибыль, и о комфорте зрителей особенно не заботились. Действительно, зачем тратить деньги на дополнительные удобства, если на синематограф и без этого ажиотаж?

1912 год/Cinema1909.ru

Первым в Москве эту коммерческую формулу решил нарушить предприниматель Альберт Брокш. Для киносеансов он задумал выстроить специальное здание. По его заказу на площади Арбатские Ворота архитектор Николай Благовещенский спроектировал и возвел настоящий дворец на 450 зрительских мест — с куполом, лепниной, скульптурами и колоннами. Правда, в таком виде здание уже никто и не помнит — даже фотографий в архивах пока не нашлось, остались лишь авторские чертежи и эскизы. И дело не в короткой памяти обывателей, а в стремительно меняющихся условиях и потребностях. Комфортный кинотеатр оказался настолько популярным, что всем желающим попасть на сеансы попросту не хватало места. Буквально через пару лет после открытия заведения Брокш задумал перестройку здания в соответствии с выросшими объемами бизнеса и изменившимся статусом сферы кино.

Во втором десятилетии XX века индустрия была уже не той, что 20 лет назад. От уровня дергающихся, нечетких изображений кино уверенно шагнуло на ступень модной и передовой сферы. Оборудование стало более совершенным, появились первые киностудии, возникла когорта профессиональных звезд экрана. А сами фильмы с сюжетами, костюмами, декорациями претендовали на отдельный вид искусства, составляя конкуренцию спектаклям. Все это и должен был воплотить в себе новый кинотеатр. Для начала Брокш произвел ребрендинг, переименовав заведение в электротеатр «Художественный», а затем пригласил архитектора, который с «Художественным» уже работал. Речь о знаменитом и крайне популярном в то время Федоре Шехтеле. В 1902 году он выстроил здание для МХТ в Камергерском переулке, теперь пришел черед создать храм целлулоидного искусства.

1949 год/Pastvu.com

Трендсеттер Шехтель сам всегда был на гребне архитектурной моды. Он одним из первых в Москве обратился к стилю модерн и вывел его на мировой уровень. Теперь же мастер был увлечен античными формами. Потому кинотеатр Шехтеля получился в духе неоклассики: ровные, лаконичные линии, легкая строгость фасада, бог Солнца Гелиос и богиня Луны Селена на колесницах в виде барельефов. Изначально зодчий планировал установить по краю крыши несколько скульптур в древнегреческих хитонах, но на них расчетливый Брокш решил сэкономить. Зато на отделку интерьеров не поскупился — стильное фойе с роялем, фонтаном и площадкой для музыкантов, развлекавших публику перед сеансом. И конечно, новый, просторный зал с балконом, вмещавший 900 зрителей.

Открытый в 1913 году обновленный «Художественный» стал событием, первым в его длинной биографии. Ведь после революции национализированный кинотеатр не ликвидировали — в нем устраивали собрания, читали лекции и, конечно, крутили фильмы. В 1926-м место получило важный статус — премьерного зала. Поводом для этого стал первый показ ставшего легендарным «Броненосца „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна. Тогда специально к событию прямо на фасаде здания разместили гигантский макет корабля, который идеально вписался между входом и выходом кинотеатра. С того момента и по сей день это пространство используется для афиш сеансов. Причем со временем они модернизировались: от крупногабаритных конструкций — к большим ватманам, а от них — к современной LED-панели, на которой лампочками высвечивается название фильма.

1961 год/Pastvu.com

Премьера первого звукового фильма «Путевка в жизнь» тоже состоялась тут. В 1931 году, когда стало понятно, что будущее именно за такими лентами, решили демонтировать оркестровую яму и распустить музыкантов, в режиме онлайн создававших звуковое сопровождение немым картинам. За счет освободившегося пространства увеличили количество посадочных мест, ведь к тому моменту кино для массового советского зрителя стало не только живой цитатой Ленина про важнейшее из искусств, но и любимым, а также очень понятным видом досуга. Неудивительно, что первую отечественную цветную ленту «Груня Корнакова» (1936) тоже впервые показали именно в «Художественном».

Очередная трансформация ставшего к тому моменту уже культовым здания случилась в 1955 году. Его переоборудовали под первый в стране широкоэкранный кинотеатр. Восторг зрителей был таким ярким, что многие даже не заметили, как в то же самое время с фасада исчезли изображения античных божеств с колесницами и прочая лепнина. Их вернули на место три года назад, во время первой масштабной реставрации исторической постройки. Теперь внешне «Художественный» выглядит ровно так же, как в 1913-м, а вот внутри… Внутри снова революция. Это уже не только кинотеатр, а модное «третье место» — пространство, в котором можно, например, полистать библиотечные книжки, погрузиться в парфюмерные ароматы, выпить бокал интересного напитка и просто поужинать. И конечно, кино, как и 110 лет назад, смотреть здесь максимально комфортно.

Текст: Виталий Калашников

Калашников Виталий