Форма поиска по сайту
Все материалы

«Феррари» — кино старомодное. Рецензия кинокритика на байопик о знаменитом конструкторе

Впервые «Феррари» показали на Венецианском кинофестивале — фильм даже приехали представить его звезды Адам Драйвер и Пенелопа Крус, несмотря на забастовку актеров (картина Майкла Манна была сделана не на деньги студий-мейджоров). Теперь новый фильм режиссера «Схватки» и «Али», не снимавшего кино почти восемь лет, выходит в российский кинопрокат. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему байопик, несмотря на серьезность подхода и хороших артистов, может разочаровать зрителя.

This browser does not support the video element.

«КарроПрокат»

1957 год. Энцо Феррари утром приходит на могилу недавно скончавшегося от мышечной атрофии сына. Сюда он приехал от жены Лауры, с которой у него в последнее время, мягко говоря, отношения так себе (порой буквально доходит до стрельбы), а к жене — от любовницы, которая воспитывает его сына, чье происхождение неофициально известно в родной Модене всем, кроме, собственно, супруги Энцо. Неурядицы у знаменитого конструктора и экс-гонщика не только в личной жизни, но и на работе: недавно погиб его друг и лучший гонщик, ставивший рекорды на машинах компании. Сам автоконцерн находится на грани банкротства и требует финансовых вливаний от спонсоров, которых надо еще найти и поделить с ними бразды правления. Феррари не хочет, но делать нечего, и ему приходится не только принять в команду нового водителя, гениального пилота Альфонсо де Портаго, но и выставить его с другими гонщиками на участие в Mille Miglia — знаменитой гонке на выносливость по всей территории Италии.

Главный скульптор американского кинематографа, Майкл Манн в своих фильмах всегда занимался тем, что ваял маскулинные фигуры мужчин, до смерти (порой буквально) одержимых своим делом. Суперпрофессиональный взломщик сейфов в «Воре», искусный охотник Соколиный Глаз в «Последнем из могикан», отчаянные грабители в «Схватке», похожий на постаревшего Терминатора киллер в «Соучастнике» — все это типичные манновские герои. В этом плане задумка экранизировать историю Энцо Феррари, вся жизнь которого была похожа на бесконечную гонку, стала для режиссера настоящей идеей фикс: еще в 2000 году он обсуждал ее с другой легендой Голливуда, Сидни Поллаком, а в разное время к главной роли присматривались Кристиан Бэйл и Хью Джекман. Но проект не мог сложиться два с лишним десятка лет, а сам Манн успел подрастерять темп, в последнее время снимая кино раз в шесть-восемь лет. В этом плане «Феррари» — плоть от плоти своего собственного протагониста: махина, которая стартует как кино мечты, но к финалу теряет темп. При этом в нем немало хорошего. Взять хотя бы монументального Адама Драйвера, еще один яркий образ в копилке Манна. Актеру не впервой работать с итальянским материалом: в 2014 году он играл в фильме режиссера Саверио Костанцо «Голодные сердца» (хоть и снятом в Нью-Йорке), а в 2021-м изобразил Маурицио Гуччи в «Доме Gucci». Он, как принято, работает в своей фирменной манере — слегка отстраненно, но заполняя собой все пространство, хотя грим, конечно, выдает пластику Адама Драйвера (кстати, Манн планирует поработать с ним над сиквелом «Схватки»). Но образ Энцо Феррари меркнет, когда в кадре появляется его жена — Пенелопа Крус неуловимо напоминает звезд классического итальянского кино вроде Анны Маньяни и давит экранного муженька внутренним напором и жгучим взглядом женщины, которую нагло обманывает ее мужчина. Если учесть, что Лаура Феррари еще и финансовый директор супруга, жесткой рукой контролирующая все его деньги, у Манна, кажется, чуть ли не впервые в карьере появился и сильный женский образ. Хотя, конечно, дамы в его фильме — по классике — скорее в роли антуража, подчеркивающего фактуру центрального образа. Та же любовница в исполнении Шейлин Вудли («Виноваты звезды») выглядит как красивое приложение к любовнику — что уж говорить, если всех остальных женщин, например возлюбленных своих гонщиков, Энцо воспринимает как отвлекающий фактор, мешающий их общему, сугубо мужскому делу. В общем, Манн остается последним столпом маскулинности классического Голливуда. Помните восьмиминутную перестрелку в «Схватке»? Или, например, сцену в «Последнем из могикан», в которой герой Дэниэла Дэй-Льюиса сплавляется в собственноручно вырубленном из дерева каноэ по реке? Здесь таким вот манновским экшен-аттракционом гиперреалистичности выступает та самая гонка по трассе Mille Miglia — сняты автомобильные сцены так, что действительно дух захватывает. Тут, впрочем, надо сказать, что желающие глянуть «Форсаж» в ретростиле будут разочарованы: сцены эти занимают довольно небольшую часть хронометража. А заодно стоит предупредить, что в этом же эпизоде есть шокирующая сцена автокатастрофы, когда один из автомобилей, потеряв управление, на полной скорости въезжает в восторженную толпу вдоль дороги (за спойлер скажем спасибо истории). Важно, как снята эта сцена. Место автоаварии выглядит так, будто там только что прошла бомбежка: огонь, чья-то оторванная нога, мертвый зевака с полным удивления взглядом, лежащий на земле кишками наружу. Метафора эпизода понятна: для Манна весь этот сюжет — как история войны за свое место под солнцем. И после этого яркого эпизода ждешь, что сейчас-то наконец начнется самое интересное… И тут вдруг фильм заканчивается. Не сразу, но все равно это происходит настолько внезапно, что кажется, будто в монтажной осталось все самое важное. Вполне возможно, что такова была задумка Манна. Вся жизнь Энцо Феррари — гонка без остановки, в которой он не выиграл, но и не проиграл, вовремя остановившись. Но что с этим делать зрителю? Тут-то ты и понимаешь, что главная проблема фильма — в том, как он эффектно несется в стремительном монтаже, проглатывая куски из жизни героев, их психологию, целые сюжетные линии… чтобы в итоге закончиться ничем. Хочется задать картине пролетарский вопрос: «Какой в этом смысл?» — и получить простой и понятный ответ: «А нет его». Хочется верить, что для Манна, вынашивавшего этот проект столько времени, все закончилось так, как он того и хотел. Но в итоге у человека со стороны складывается стойкое ощущение того, что красивый автомобиль, плавно летевший по ухабистой трассе, наплевав на износ двигателя, стертые шины и уставшего водителя, съехал-таки на обочину. И от этого слегка обидно. «Феррари» — кино старомодное. Тут вам и гегемония мужских персонажей над женскими — как бы Лаура не выносила мозг Энцо, в итоге она, даже в отсутствие здравого смысла, всегда будет на его стороне. И спартанская скупость по части таких пустяков, как мотивации персонажей: настоящие мужчины выражаются скупо, без лирики и лишних красивостей! Даже снят «Феррари» так, чтобы всегда кинематографичная Италия выглядела как фильм времен неореализма, раскрашенного в голливудский цветокор. Наконец, это еще одна картина в «отцовском» жанре «американцы играются в итальянцев»; по этому поводу успели возмутиться звезда итальянского кино Пьерфранческо Фавино (кстати, из него мог бы выйти весьма неплохой Энцо!) и вторящий ему актер и продюсер Лука Барбарески: мол, как так, что итальянцев играют американцы! Так вот, эта старомодность фильму вроде бы как к лицу, но на седину порой бес падок. Энцо Феррари все время напоминают: дай внебрачному сыну свою фамилию, оставь после себя наследника — в итоге, как известно, именно Пьеро и унаследовал компанию. Есть ощущение, что Манн тоже стремился закончить этот фильм, как будто поскорее хотел выпустить в люди свое дорогое и красивое, но не слишком талантливое дитя, потому что надо наконец-то дать ему дом и родство. И парадоксальным образом слегка с этим поторопился.

Фото: Lorenzo Sisti/«КарроПрокат»

Афанасьев Иван