Кинокритик о том, как Евгений Цыганов стал лицом российского кино 2020-х

Кинокритик о том, как Евгений Цыганов стал лицом российского кино 2020-х

Евгений Цыганов с нами уже довольно давно — старожилы помнят его в сериале «Дети Арбата» и мелодраме «Займемся любовью», более молодые пользователи стримингов не в первый раз видят его в сериалах (например, во «Вне себя»). Но можно ли назвать его звездой? И если нет, то как так вышло, что в последние годы его лицо попадается нам чаще, чем лицо любого другого отечественного артиста? Кинокритик Иван Афанасьев разбирается в причинах возросшей популярности Евгения Цыганова, который внезапно стал главным актером 2020-х.

Позвольте начать с небольшого вступления. Пережив распад СССР и экономическую нестабильность 1990-х, российское кино в 2000-х понемногу начало выходить на новый круг развития. Вспомните: тогда наконец появились не только фильмы, которые можно было смотреть без мысли о том, что «я кино, меня снимали». Успех «Ночного дозора», например, был обусловлен еще и ярким главным героем, которого сыграл Константин Хабенский — и который моментально и вполне по-настоящему стал главным героем нашего кино. Да, кто-то возразит, что, мол, на тот момент уже были Сергей Безруков, Владимир Машков и, допустим, Сергей Бодров — младший; кто-то добавит, что актеры, к примеру, «Бумера» вроде Андрея Мерзликина тоже были яркими и запоминающимися.

Но никто в 2000-е не сиял ярче, чем Хабенский. И потом еще долго, до тех пор, пока не вышел фильм «Легенда № 17», то есть спустя восемь лет, не было никого, кто способен перебить популярность Константина Юрьевича, пока Данила Козловский не перенял у него эту эстафету. А потом уже промежуток между следующей большой звездой, лицо которой буквально преследует нас на билбордах, в газетах и на ТВ, сокращался: Петр Федоров, Александр Петров, Александр Кузнецов, Юра Борисов, Милош Бикович… Парад кумиров-красавцев не останавливался, актерская тусовка разрослась, как и положено в более-менее оформленной индустрии.

Кинокритик о том, как Евгений Цыганов стал лицом российского кино 2020-х

Кадр из фильма «Питер FM»

И все это время свое дело тихонько, без помпы где-то рядом делал Евгений Цыганов. В 2000-х у него было сразу три знаковые роли — в «Прогулке» Алексея Учителя, «Питер FM» Оксаны Бычковой и «Русалке» Анны Меликян. Все три фильма культовые, но в узких кругах — шалтай-болтай-драма, меланхоличный ромком и трагикомедийный фарс. И во всех актер сыграл плюс-минус одного и того же героя — слегка неотесанного молодого человека с грубоватой внешностью, в чем-то мечтателя, хотя и в первую очередь весьма практичного. Но все это были авторские фильмы, малоизвестные широкой публике, хотя у «Питер FM» и был определенный успех за счет прилипчивого саундтрека «Вне зоны доступа» группы «Город 312».

В любом случае они не вывели талантливого актера в звезды — Цыганов превратился в гения ролей второго плана и эпизодов: отважный офицер Почерников в «Брестской крепости», экстравагантный психолог в «Неадекватных людях», одиозный геолог Гурин в «Территории», убитый в хлам водитель такси в «Стране ОЗ». Из главных аж до конца 2010-х у него можно выделить разве что роль в «Оттепели» Валерия Тодоровского — чуть ли не единственный большой, прямо-таки бронебойный хит в карьере артиста, и то можно смело сказать, что оператор Хрусталев в этой истории о советском кино 1960-х уходит в тень на фоне других персонажей. Потом в 2018-м еще была большая фестивальная роль в фильме Алексея Чупова и Наташи Меркуловой «Человек, который удивил всех», но это снова авторское кино, которому далеко до массового зрителя.

Будучи живым свидетелем становления нового, важнейшего этапа в развитии российского кинематографа, Цыганов все это время как будто был рядом с сáмой, простите, движухой, но звездой все никак стать не мог. Так, чтобы в кулуарах велись разговоры в духе «как достал этот N, все разговоры только о нем», как это было с теми же артистами, кто играл с ним в кино, от Александра Петрова до Александры Бортич, например. Возможно, дело все в том, что по подобию Голливуда российский зритель все это время хотел видеть на экране такой, знаете, удобоваримый аналог американских артистов: чтобы были красивые, яркие и играли преимущественно настоящих героев. Цыганов, обладатель шаблонно-пролетарской внешности — крупный нос, массивные черты лица, мужицкие скулы — часто играл людей, далеко не всегда приятных, как, например, валютчик Ян Рокотов в сериале «Фарца».

Кинокритик о том, как Евгений Цыганов стал лицом российского кино 2020-х

Кадр из сериала «Фарца»

То есть вроде бы и не клишированный злодей, каким заделался, например, Игорь Жижикин, и не совсем уж откровенно неприятный антагонист, как Роман Мадянов, да и на роль универсального секс-символа не тянет, как, к примеру, все тот же Петров. Как сам Цыганов сказал об одном из своих героев: «Обаятельный мерзавец». Так вот, в начале 2020-х, в самый нестабильный период в новейшей истории России, все те, кого мы привыкли воспринимать как звезд, внезапно как-то выпали из обоймы. Александр Петров стал значительно менее активным; Данила Козловский завязал с блокбастерами; Милош Бикович так и не смог выдать ничего более хитового, чем «Холоп»; Юра Борисов никогда не тянулся к статусу звезды, поэтому и не стал его закреплять. И вот так уж вышло, что Цыганов внезапно стал тем, кто заполнил собой пространство нашего кино.

Мы сами не заметили, как Цыганов превратился в актера, которого можно увидеть, что называется, через проект. Квинтэссенцией цыгановщины стал вышедший в 2020-м сериал «Мертвые души» Григория Константинопольского, в котором Евгений сыграл современную версию Чичикова. И это роль, образ, для которого он был рожден: тот самый «обаятельный мерзавец», не антигерой, а, скорее, антизлодей. Часто еще и прилично выпивающий — как в фильме Владимира Мирзоева «Как Надя пошла за водкой». Кто-то иногда говорит, что Цыганов «везде одинаковый» — на самом деле это неправда. В его ролях последних трех-четырех лет много разных героев: растерянный водитель автобуса в «Цое», неудачливый таксист из провинции в «Везет», абьюзер Алексей в «Медее»… Вот, кстати, манипуляторов Евгений играет часто и с удовольствием, да: «Вне себя», «Сказки Гофмана», «Нина», «Блондинка». Но также играет он и, например, неравнодушного к судьбе России экс-инженера в «1993» (последний на данный момент фильм с участием актера).

Кинокритик о том, как Евгений Цыганов стал лицом российского кино 2020-х

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»/Amedia.ru

Больше, чем за период с 2020-го по настоящее время, Цыганов, кажется, не снимался никогда в жизни — более чем полтора десятка ролей, включая самого Мастера в, возможно, самом ожидаемом российском фильме 2024 года «Мастер и Маргарита», где вместе с ним играет его супруга Юлия Снигирь (само собой, Маргариту). Злые языки скажут, что, может быть, Евгений стал так популярен как раз после того, как женился на последней, уйдя от гражданской жены Ирины Леоновой и оставив ту с семью детьми — что тоже неправда: сам актер рассказывал, что отношения с предыдущей семьей у него прекрасные. Короче говоря, не получается наверняка ответить на вопрос, почему вокруг вдруг стало так много Цыганова.

Но, возможно, тут все-таки есть простой ответ: выдающийся артист, он просто работал и делал свое дело, не стремясь ни к тому, чтобы быть лицом таблоидов, ни к тому, чтобы слыть звездой светских мероприятий. Интервью давал редко, на разнообразных фестивалях появлялся скорее дежурно, стремясь поскорее уйти из-под объективов фотографов, за спорными проектами ради денег не рвался. Играл честно, искренне и как мог, а мог еще как. И когда российское кино вновь вошло в зону турбулентности и внимание людей, еще до этого с лупой следивших за жизнью новоявленных звезд, переключилось на совсем другие темы, Цыганов с его простой, не глянцевой внешностью и при этом с большим, явным талантом оказался особо востребован. Вполне заслуженно.

Фото: кадр из фильма «Мастер и Маргарита»/@marsmedia2011

Иван Афанасьев

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости