В «Зарядье» поселились Чебурашка, крокодил Гена, котенок по имени Гав и 38 попугаев — в Подземном музее парка проходит выставка «Мультивселенная Леонида Шварцмана». Она посвящена тому, как мультипликатор создавал легендарных персонажей. Рассказываем, почему стоит увидеть первый эскиз Чебурашки, что было на рабочем столе художника и как его любимая героиня, Снежная королева, вдохновила Хаяо Миядзаки на анимационные шедевры.
Первый эскиз Чебурашки. 1968
В книге Эдуарда Успенского Чебурашка описывался как мохнатый зверек с круглой заячьей головой, большими желтыми глазами как у филина и маленьким хвостиком как у медвежонка. Почти все время подготовительного периода к съемкам мультфильма Леонид Шварцман искал образ. И постепенно у зверенка уши становились все больше и сползали по сторонам головы, а удивленные глаза распахивались, как у маленького ребенка, — так появился тот Чебурашка, которого сегодня знают все.
Рабочий стол художника
На выставке можно увидеть не только эскизы, но и личные вещи Леонида Шварцмана. Центральным экспонатом стал рабочий стол художника-мультипликатора. Помимо привычных красок, кистей и очков в футляре, там можно найти фотографию пуделя, лупы и достижения художника. Среди них — специальный приз имени Алексея Германа Национальной кинематографической премии «Ника», награда фонда Одри Хепбёрн «Голливуд — детям» и награда «Мультконцерт» к 100-летию российской анимации.
Оригинальная кукла крокодила Гены
Леонид Шварцман рассказывал, что образ крокодила Гены у него возник быстро. Стоило художнику прочитать его описание в книге, где говорилось, что Гена работал в зоопарке крокодилом, лежал у бассейна и курил трубку, как появился симпатичный зеленый джентльмен с бабочкой и в белой манишке.
Кай и Герда во дворце Снежной королевы. 1996
Автор «Унесенных призраками» и «Принцессы Мононоке» Хаяо Миядзаки рассказывал, что принял окончательное решение посвятить свою жизнь анимации после просмотра «Снежной королевы». Над фильмом Льва Атаманова работали два года. Ездили в Ригу, Таллин и Тарту, чтобы проникнуться атмосферой и создать образ далекой Дании. А величественная Снежная королева появилась из детских воспоминаний Леонида Шварцмана. Он читал эту сказку и, когда начал работать над мультфильмом, перенес на бумагу свои впечатления. Так появилась ледяная красавица, будто высеченная изо льда. Снежная королева была любимым героем Шварцмана, он называл ее холодной, прекрасной и неземной.
Кадр из анимационного фильма «Золотая антилопа». 1954
Вдохновение художник-мультипликатор искал повсюду. Работая над образами мультфильма по мотивам индийских сказок, он подолгу сидел в Ленинской библиотеке, просматривая альбомы и книги, пока не наткнулся на фотографию настоящего индийского правителя. И сразу же возник образ вредного раджи, который хотел любой ценой заполучить антилопу, ударами копыт высекающую золото.
Выставка «Мультивселенная Леонида Шварцмана» работает до 3 марта.