Одним из фаворитов минувшего «Золотого глобуса» стал фильм «Оставленные» — ретродрама про 1970-е, визуально стилизованная под фильмы того времени. Для чего нужна стилизация под ретро в кино? И чем отличается ностальгия по былым временам в американском кино от ностальгии в российском? Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, зачем заниматься возвращением в прошлое в кино и почему эффект зерна никогда не используется в коммерческом кинематографе.
В американском кино, кажется, появился новый классический фильм под оливье (или в их случае, скорее, под рождественскую индейку) — «Оставленные». Его снял Александр Пэйн, широкому зрителю наиболее известный по не совсем удачному мидл-блокбастеру «Короче», фантастической трагикомедии про уменьшенных людей. После довольно громкого провала картины Пэйн ушел в молчанку и не снимал ничего аж шесть лет — чтобы потом вернуться со своим, возможно, лучшим фильмом в карьере. «Оставленные» — комедийная драма о трех обитателях загородной школы-интерната (учитель-ворчун, несносный ученик и прагматичная кухарка), которые вынужденно остаются в заведении на рождественские каникулы. Действие разворачивается накануне 1970-го, с соответствующим фоном: усталость граждан от горячей фазы войны во Вьетнаме, постепенная разрядка в войне холодной между США и СССР, а заодно и расцвет культуры — диско, прогрессивный рок, «новый Голливуд».
Кадр из фильма «Оставленные»/Universalpictures.co.uk
Фильм стал одним из фаворитов «Золотого глобуса», но забрал лишь две актерские награды — и тем не менее оказался довольно громким событием. Не только за счет относительного коммерческого успеха, но и благодаря стилизации под то самое кино «нового Голливуда». Герои в одном из эпизодов смотрят «Большого маленького человека» в легендарном бостонском театре «Орфей», чей пик славы пришелся именно на 1970-е, в саундтреке собраны хиты того времени (Энди Уильямс, The Chambers Brothers, The Temptations и другие), а сам фильм будто снят на старую пленку. Последнего эффекта добивались особенно тщательно: оператор фильма Эйгил Брилд экспериментировал с изображением, пробуя старые объективы и камеры, но в итоге ограничился классической компактной Arri Alexa Mini, а эффект потертости создавался уже при помощи цветокоррекции.
В этом контексте очень важными кажутся слова Брилда: пытаясь стилизовать «Оставленных» под фильмы 1970-х, он держал в голове, что кинематографисты того времени не гнались за зерном в изображении, а, напротив, старались его избегать. И сейчас, когда мы видим характерные для старого кино шумы в кадре, это уже не то же самое, что было тогда. Для киношников того времени это был дефект, для нас же это обязательный атрибут ностальгии. И тут впору задаться вопросом: а почему в российском кино редко кто берется за воссоздание эффекта старины? Почему обычно ограничиваются лишь нарративной «ретрушностью», как, допустим, в фильме «Пальма», когда об СССР напоминают декорации и костюмы героев? Вспомним недавний фильм «1993» Александра Велединского о событиях во время штурма Белого дома — там об эпохе (1990-х, соответственно) напоминают в основном культурные маркеры: Айн Рэнд, Виктор Цой и группа «Колибри», черепашки-ниндзя и «НОМ». Снят он, как вполне современное кино, с принятыми стандартами цветокоррекции, на профессиональное оборудование.
Кадр из фильма «Оставленные»/Universalpictures.co.uk
А теперь попробуем представить себе этот же фильм, но как если бы он был снят в России 1990-х: плохо сохранившаяся дешевая пленка, зернистость которой порой делает ее несмотрибельной, изображение формата 4:3, трещащий звук. И попытаемся следом представить, чтобы на такое кино пошли люди. Скромные сборы фильма (23,8 миллиона рублей против бюджета 348) можно сразу уменьшать вдвое, а то и втрое. В общем-то, и «Оставленные» при всей своей хитовости в среде киноманов не стали, мягко говоря, блокбастером — свой бюджет они наверняка окупили, но едва ли принесли создателям много денег. Проще говоря, идея состарить кино — это прикольно, однако далеко не всем понравится. Другой интересный пример — главный блокбастер российского кинематографа «Чебурашка». Попробуйте представить себе этот фильм, но стилизованный под детские и просто сказочные картины 1970-х (когда вышел оригинальный мультфильм): «Русалочка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино», «Обыкновенное чудо». Коричневатая цветовая гамма, скомканность изображения, рябь по экрану… Представили? Ну как, вырисовывается кино, на которое хочется сходить всей семьей?
В прошлогоднем фильме «Отпуск в октябре» Романа Михайлова есть эпизоды, в которых чудаковатые киношники, снимающие очень странное кино на грани артхауса и перформанса, играют в игру: собираются, чтобы смотреть малоизвестные советские фильмы 1970-х, а потом воспроизводить их своими силами в современности. Это очень смешные эпизоды, и они очень выпукло описывают, как некоторые пытаются «играть в старину» — ведь обычно дальше игры эта стилизация не выходит, по крайней мере, в том, что касается нашего, российского кино. Чем, например, отличается подход Светланы Филипповой, режиссера фильма «Лиссабон» (вы вообще о нем слышали?), стилизованного под картины 1960-х, от подхода все того же Александра Пэйна в «Оставленных»? Ответ прост: Пэйн и студия получают определенные дивиденды — делают ностальгическое кино, которое смотрят и несут за него не огромные, но все-таки деньги.
Кадр из фильма «Отпуск в октябре»
В России же гораздо проще, эффектнее и эффективнее ограничиться визуальной ностальгией, сделать фильм похожим на красочную открытку с романтизированными видами городов и пейзажей из прошлого, по которым бродят люди, одетые так, словно идут на костюмную вечеринку радио «Ретро FM». У этого есть, на мой взгляд, две причины. Первая, менее существенная: в США, в отличие от современной России, как бы мы ни пытались это отрицать и оспорить, есть настоящая культура смотрения. Там плотная прослойка киноманов, которые по-настоящему следят за тем, что происходит в кино: читают кинокритиков, ждут, дрожа от нетерпения, победителей мировых фестивалей в прокате, скептически относятся к «Оскару» и знают, чем авторское кино отличается от артхауса. Эти люди и приносят деньги фильмам, которые не попадают в категорию фактических crowd pleasers, а, скорее, двигают киноискусство вперед. Среди них даже могут быть картины, которые кому-то покажутся блокбастерами: кто-то станет, например, возражать, что «Король говорит!» — хитовое кино? А между тем это скромное инди-муви с бюджетом в 15 миллионов долларов. Или, допустим, снятая за те же деньги «Красота по-американски». У нас с ходу из фильмов авторского сегмента, ставших с грехом пополам кассово успешными, вспоминаются разве что некоторые якутские картины вроде запрещенной «Айты» и приснопамятный «Питер FM» аж 2006 года, тех времен, когда российское кино было на подъеме.
Проще говоря, можно баловаться со стилизацией, и это даже будет красиво и здорово, как, например, в сериале «Перевал Дятлова», половина серий которого снята в стилистике картин Михаила Калатозова — с двумя но: это сериал, и вторая половина снята вполне современно, чтобы был своего рода компромисс. В кино же такой подход, кажется, никогда не оборачивается успехом. И на то есть вторая причина — пафосно назовем ее «проблемой восприятия времени». Все мы знаем, как люди из поколения постарше, особенно женщины, любят костюмные драмы — недаром специально для них телевидение снимает бесконечных «Екатерин», «Великих», «Шаляпиных», «Раневских» и дальше по списку.
Иначе говоря, когда люди смотрят кино про старину, они чаще всего все равно головой остаются в современности, а потому хотят видеть лишь идеализированный образ: если СССР, то чтобы было знаменитое «самое вкусное мороженое», по улицам ездили «Победы» и победы же царили на трудовом фронте. Если царская эпоха, то чтобы утонченные платья, пышная офицерская форма, пышногрудые крестьянки и широкоплечие рубахи-парни с косой в поле. Очень утрированно, но суть, думаю, ясна. Есть запрос на ностальгию, но нет запроса на историческую достоверность — и, возможно, так и должно быть. В конце концов, кому нужны эти доскональные реконструкции, кроме разве что особенно замороченных историков? А если у кого-то и есть специфическое желание посмотреть кино, стилизованное под старину (в данном случае — под XX век), так сказать, по полной — с выцветшей картинкой, потертостями на экране и трещащим звуком, — то это что-то сродни эстетству. И в России таких эстетов, пожалуй, наберется полтора землекопа. Возможно, ваша бабушка будет в восторге от идеи посмотреть фильм «как в молодости», но будет ли это интересно вам и просто людям младше вашей бабушки?
Читайте также
16 января