12 сентября на экраны выходит «Бунюэль: в лабиринте черепах» – мультфильм о том, как молодой режиссер отправился снимать кино о бедной испанской деревне. Главный герой ленты – реальный человек Луис Бунюэль, основоположник сюрреализма в кинематографе. Он снял 33 фильма, а его карьера длилась почти пятьдесят лет. Рассказываем, что нужно знать о Луисе.
Первый фильм «Андалузский пес» Луис Бунюэль создал вместе с университетским другом Сальвадором Дали. Основой послужили их сны: одному приснился рассеченный бритвой глаз, а другому – рука, усыпанная муравьями. Эти жуткие видения они отразили в 16-минутной бессюжетной короткометражке. Начинающий режиссер понимал, что ни одна компания не станет финансировать такой новаторский проект, поэтому деньги на съемки ленты занял у матери. Зрители посчитали фильм жестоким и неприличным и потребовали его запрета. А вот парижские сюрреалисты с восторгом встретили ленту и приняли Дали и Бунюэля в свои ряды. Сейчас «Андалузский пес» считается классикой авангарда.
Второй фильм Бунюэль снова снял в соавторстве с Дали. Картина «Золотой век» высмеивает институт церкви, буржуазную мораль и чиновничество. В ленте шесть историй, и в последней режиссер изобразил Христа распутником, намекая на разложение привычной морали. После нескольких частных показов в 1930 году фильм запретили, и в публичный прокат он попал лишь спустя полвека.
В 1932 году в группе сюрреалистов произошел раскол по политическим причинам: столкнулись приверженцы и противники коммунистических взглядов. Бунюэль был в числе первых. После этого он переезжал из страны в страну, на 15 лет обосновался в Мексике, снял 20 картин. Главная работа того периода – «Забытые» (1950) – о мексиканских беспризорных, но ее не одобрили ни классики, ни сюрреалисты. Правда, в Европе фильм оценили, и Бунюэль получил награду Каннского фестиваля за лучшую режиссуру.
В 60-х одной из самых успешных картин Луиса стала «Дневная красавица» с Катрин Денев в главной роли. Главная героиня ленты – молодая француженка Северена, которая любит супруга и хранит домашний очаг. Но у девушки есть тайная особенность: она постоянно видит сны, как ее добрый и заботливый муж истязает и унижает ее. Северена не может справиться с мазохистскими наклонностями и устраивается в бордель. К концу фильма героиня так запутывается в своих желаниях, что зрителю трудно понять, где фантазия, а где реальность. В 1967 году «Дневная красавица» получила главную награду на Венецианском кинофестивале.
Снять фильм о режиссере решил его соотечественник Сальвадор Симо. На это его вдохновил графический роман «Бунюэль: в лабиринте черепах» художника Фермина Солиса. Комикс рассказывает о событиях, которые случились с Луисом Бунюэлем в 1932 году. Тогда перед ним стоял сложный выбор: остаться в колее сюрреализма или заниматься реалистичным социальным кино. В итоге он отправился в экспедицию в испанскую провинцию и снял документальный фильм о бедняках. Симо включил в анимацию кадры из этой картины, чтобы убедить зрителя в реальности происходившего.
Фотография обложки: Jean-Louis SWINERS/Gamma-Rapho via Getty Images
26 августа, 2019