В издательстве «Бомбора» вышла книга «История русского искусства. От Айвазовского до Репина» Натальи Игнатовой для тех, кто хочет научиться разбираться в живописи. Автор рассказывает про главные события в мире художников за последние 200 лет — от главных представителей романтизма до особенностей творческих объединений. Публикуем отрывок про влияние Дягилева на наследие русского портрета.
Подавляющее большинство артефактов русской живописи XVIII — начала XIX вв. — портреты, ведь в то время именно их ставили на вершину иерархии жанров изобразительного искусства. Количество портретов, написанных в этот период, впечатляет. Гуляя по музеям, быстро привыкаешь к такому многообразию, и вскоре начинает казаться самом собой разумеющимся, что лица правителей империи и малознакомых истории людей выразительно смотрят на нас с полотен прошлого, побуждая фантазировать об их характерах и судьбах. Но так было не всегда.
Давайте попробуем перенестись в XVIII век и представить обстоятельства, при которых создавались портреты. Чаще всего это были частные заказы обеспеченных семей, которые просили написать образы хозяев дома и их самого близкого окружения — детей и родственников. Кроме того, в дворянских семьях часто хранились портреты правителя, которые также писались на заказ и часто являлись копией известных «официальных» портретов государя или государыни.
Поколения сменялись, и в какой-то момент количество портретов на стенах усадеб становилось излишним. К тому же, люди, смотрящие с картин, были для нынешних жителей слишком дальними родственниками и потому казались незнакомыми людьми. Так, портреты снимали со стен, освобождая место для новых, и перемещали их на чердаки и в подвалы, где они продолжали хранить отголоски ушедших эпох. Там произведения искусства, покрытые пылью десятилетий, могли бы и исчезнуть, однако, к счастью, все сложилось иначе.
Важно понимать, что наследие русского портретного искусства было бы куда менее ярким и масштабным, если бы не один страстно увлеченный человек, которому было суждено внести неоценимый вклад в культуру нашей страны.
Имя Сергея Павловича Дягилева (1872-1929 гг.) чаще всего ассоциируется с русским балетом, о котором благодаря знаменитому импресарио узнал весь мир. Но круг интересов этого, без преувеличения, великого человека был куда более широким.
Дягилев боготворил не только балет и театральное искусство, но и прекрасно разбирался в музыке — он даже пробовал себя в качестве композитора. Среди открытий знаменитого дягилевского проекта «Русские сезоны» были композитор Игорь Стравинский, а также артисты Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский. По приглашению Дягилева, художники Пабло Пикассо, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова пробовали себя в качестве сценических декораторов, что также чрезвычайно благоприятно сказалось на их карьерах. Будучи под его протекцией, мировую славу получил певец Федор Шаляпин. И даже сама Коко Шанель, создав костюмы для балета «Голубой экспресс», совершила очередную революцию в моде — на этот раз в пляжной.
Помимо всего прочего, Сергей Павлович Дягилев был одержим изучением русской живописи XVIII века. В 1902 году, когда ему было 30 лет, вышла его книга о знаменитом русском художнике Дмитрии Левицком, отмеченная Уваровской премией Академии наук.
В 1904 году, за 4 года до появления «Русских сезонов», Дягилев взялся за невероятно амбициозный проект — историческую выставку портретного искусства, созданного в период с 1705 до 1905 гг.
В рамках подготовки выставки Дягилев, который уже тогда славился своими выдающимися организаторскими способностями, лично посетил множество дворцов и дворянских усадеб с просьбой достать с чердаков давно забытые портреты предков. Кроме того, он заблаговременно получил государственную субсидию для организации экспозиции и разрешение для ее проведения в Таврическом дворце Петербурга.
На выставке можно было увидеть более 4000 портретов. Она стала грандиозным событием и имела огромный успех — никогда ранее русский портретный жанр не раскрывался так полно. Жемчужиной экспозиции стали забытые полотна XVIII столетия. Впервые, спустя век, на зрителей с картин смотрели их предки — дамы в напудренных париках и платьях пастельных тонов по последней моде рококо и импозантные мужчины в бархатных камзолах. Никогда еще прошлое не казалось таким близким и актуальным, никогда изобразительное искусство того времени не было таким ярким источником новых мыслей и вдохновения. Организованное Дягилевым мероприятие стало настоящим открытием и возрождением русского портретного жанра XVIII века.
Мстислав Добужинский вспоминал: «Для русской художественной культуры выставка имела очень большое значение: она дала возможность новых художественных сопоставлений и разных оценок, на ней было сделано и немало открытий, так как множество портретов было выставлено впервые. Целый ряд художников, в том числе Ге и Крамской, показались в ином свете, более значительными и привлекательными по живописи и тому, что особенно свойственно русскому портретному искусству, — психологичности или, точнее, душевности».
Подготовка к выставке проходила под личным контролем царя — именно он выступал личным поручителем при аренде произведений. В перечне картин значились больше 550 владельцев работ, из которых 149 находились в провинции, а 16 — за границей. Каталог выставки был составлен лично Дягилевым и включал 2228 статей-описаний произведений искусства, часть из которых он написал самостоятельно. Была проделана колоссальная
работа.
На торжественной церемонии открытия выставки присутствовал царь, так как подобное событие служило опорой российского самопознания в период неудачной для России войны с японцами. Дягилев на открытии держался в тени — ему не выражали официальную благодарность, хотя выставка и стала его самым большим триумфом на родине.
После мероприятия группа художников и любителей искусства из Москвы пригласила его принять участие в торжественном обеде в самом роскошном отеле города «Метрополь». Дягилев был польщен и подготовил речь, которая оказалась пророческой:
Во время революции 1905 года многие усадьбы, в которых Дягилев побывал со своей «портретной миссией», были уничтожены в результате поджогов. Выходит, Дягилев, сам того не ведая, сохранил для нас наследие портретного искусства России и показал миру забытые образы XVIII века.
*Людерс Давид — немецкий художник, работавший в Российской империи в 1759 г.
03 марта, 2024