С 1 марта в эфире канала «Москва 24» — новый проект «Галеристки». Это документальный сериал о женщинах на постах директоров музеев и арт-институций города. В честь старта «Сити» пригласил друзей и участников посмотреть все серии и обсудить культурные институции с героинями проекта. Арт-обозреватель Елена Шарова поговорила с руководителем галереи ГРАУНД Солянка Катей Бочавар, программным директором «ГЭС-2» Алисой Прудниковой и главой центра «Зотов» Дарьей Филипповой.
Катя Бочавар: Спасибо, что пригласили в такую невероятную компанию — это мне нравится больше всего. Сама себе не понравилась, но это нормально.
Дарья Филиппова: Ужасно не люблю видеть себя на экране. Не смотрю интервью, и поэтому все, что стараниями нашего PR-директора выходит, проходит мимо меня. И это первый фильм с моим участием, который я все-таки посмотрела. Спасибо большое команде за это кино, очень понравилось.
Алиса Прудникова: Я переживаю, что все время смеюсь и всем кажется, что мне живется легко и хорошо. Вдруг у зрителей сложится такое превратное мнение.
Катя Бочавар: Я, как уже было сказано в фильме, художница. Конечно, никогда не думала, что в моем подчинении будет бухгалтер и кадровик. ГРАУНД Солянка — особенное место, и иерархия здесь очень условная. Жизнь тут горизонтальная и наполнена творчеством. Я воспринимаю свое директорство как художественный проект, остаюсь художником. Сначала было страшно — и вдруг прошло уже пять лет. И я понимаю, что уже не представляю жизни без «Солянки». И мне ужасно повезло — могу постоянно делать там то, что хочу. Я окружена людьми, которые поддерживают идеи и безоговорочно помогают мне их выполнять.
Здесь интересная система — человек, который приходит, находит то, что ему нравится. Я полностью уверена, что наш документовед очень любит заниматься документами. А уборщица любит полы; ей это нравится, мы часто об этом говорим. Фотограф любит снимать, администраторы — общаться с людьми. Поэтому в какой-то степени у меня нет ощущения, что я работаю, и не всегда замечаю, что мои сотрудники работают. Кажется, то, что мы делаем, — просто жизнь. Когда у меня спрашивают, как я успеваю делать так много, отвечаю: «Я занимаюсь только этим».
Дарья Филиппова: Странность в том, что я в нее не вступала. Получилось так, что для начала надо было самому что-то сделать, а потом еще и вступить. Это очень большая ответственность, и в этом нет ничего веселого и развлекательного. Даже подобные мероприятия, когда вы сидите или снимаетесь, — это куча дополнительной работы. В этот момент вы могли бы поотвечать на письма, почитать или что-нибудь пописать. Но после таких проектов есть большое удивление, когда ты думаешь: «Ого, это существует! Это есть, приходят люди, им нравится». Наверное, это самая большая радость в работе.
Алиса Прудникова: Для меня переходность была в том, что, делая проект независимым куратором, ты полностью создаешь его от начала до конца. Несешь за него ответственность, как я, когда делала биеннале. Попала в систему, где являюсь частью кубика Рубика и пазла. Это огромная машина, и ты выполняешь, несомненно, важную функцию, но она не всеобъемлющая. Для меня это понимание было сложным и важным. В то же время это нужная точка изменений и проба себя в формате институционального игрока внутри большой команды. В этом есть несомненные плюсы, есть сложности, но для меня это в первую очередь вызов.
Катя Бочавар: Во-первых, мой штат рассчитан на 24 человека, но по факту нас 21. Этих троих очень не хватает. В выставочном отделе всего три человека, включая меня. Мы делаем все выставки и всю программу, в которой более 100 концертов и пяти фестивалей в год. Но благодаря меньшему числу людей деньги можно распределить так, чтобы сотрудники получали немного больше. Может, в этом и есть красота — я точно знаю, что люди, которые работают, здесь не потому, что мы платим зарплату, а потому что им нравится. Я бы от всей души хотела платить им в десять раз больше, чем они получают.
Но мотивация другая — мы делаем очень интересные вещи. И это привлекает и художников. Например, самым первым лозунгом ГРАУНД Солянки было «Приходите совершать ошибки». Это очень важно — не просто давить на человека, а пожить с ним. Так, чтобы он совершал ошибки, учился на них, смотрел на жизнь с разных сторон. Это касается и наших сотрудников. За десять лет были разные администраторы. Одна из них, когда я придумала «Зин фест», стала им заниматься. Впоследствии поняла, что это ее дело, ушла и открыла на тот момент единственный зин-магазин в Москве. Так что страшно важно, чтобы люди находили что-то интересное для себя рядом с тобой.
Дарья Филиппова: В нашем кейсе сложность и интерес одновременно в том, что «Зотову» всего год. И когда нужно с нуля собрать команду, ты оказываешься в ситуации стартапа. Важно сильно мотивировать людей, чтобы они ушли с какой-то другой работы и поверили в проект. Наша главная мотивация — идейность. Для того чтобы за тобой пошли, должен быть какой-то большой смысл и авантюризм. Мы слились в общем потоке того, что мы делаем что-то новое. И это до сих пор увлекает — осознаешь, что прямо сегодня делаешь новую культурную институцию в Москве.
Каждый член команды нашел мотивацию, потому что это челлендж — для кураторов, для пиарщиков, для всех. Даже для инженера, потому что здание долго никого не принимало, только построилось и его нужно обжить. Вначале мы проводили параллели с конструктивизмом и ассоциировали себя с художниками. Они сидели в начале 1920-х по кухням и рассуждали, как будут строить новый мир. Когда проект запустили, а колесо начало раскручиваться, этот энтузиазм только вырос. И это нас всех объединяет и ведет за собой.
Алиса Прудникова: У меня никогда не было пиетета к новому. Всегда внутренне драйвит идея изменений. Для меня была важна видимость результата: работа команды, проекта и изменение города. Тогда понимаешь, что в этом есть твоя роль — ты ее совершенно точно видишь. Что касается «ГЭС-2», это еще и испытание совершенством пространства. Когда мы говорим про мотивацию команды, важно поймать ощущение резонанса с этим архитектурным гением, в котором находишься. Понять момент дополнительного расширения — ты вроде пришел на кружок, но он особенный. И ощущение, что есть возможность в каждом привычном формате сделать шаг к изменению, нас всех очень объединяет и является каким-то общим предметом для размышления и действия.
Катя Бочавар: Вокруг нас за пять лет точно изменился город — на улице Забелина появилось много ресторанов. Когда я сюда пришла, ничего подобного не было. Серьезно говоря, когда ГРАУНД находился на Ходынке и на Песчаной улице, было уместнее говорить, как мы меняем пространство вокруг. Район тоже сильно меняет, потому что мы находимся в самом центре Москвы, в историческом месте на Китай-городе. Хотелось бы, чтобы он как можно меньше менялся архитектурно.
Думаю, что ГРАУНД Солянка здорово меняет город через людей. Следующей выставкой будет студенческая — в ней принимает участие около 150 студентов. Когда ты работаешь с таким количеством молодых людей, для которых это важно, ты меняешь их, а вместе с ними и город. Современное искусство и вообще «Солянка» — это капсула времени и специальное пространство, в котором молекулы тела и мозга меняются, а человек меняет все вокруг.
Дарья Филиппова: Мы сами попали в район с очень богатой историей и открылись в момент, когда он переживает обновление. Вокруг идет активная застройка, и мы отнеслись к этому очень рефлексивно. Сделали важную выставку «Пресня: выставка моей памяти». Появление новой культурной институции в историческом здании, которое раньше было заводом, тоже было смыслообразующей частью этого района. Появление нас на хлебозаводе символично и для обновления всего района — с развитием жилых кварталов и появлением домов въезжают новые люди. И мы, делая этот проект про Пресню, взяли на себя функцию сохранения памяти места и того, что мы можем рассказать новым людям. «Зотов» — часть городских, инфраструктурных, транспортных изменений и людских потоков, которые стекаются в нашу сторону. Москвичи начинают воспринимать этот район как место с новой функцией — можно поехать и что-то посмотреть. А еще у нас есть кинотеатры, единственные в районе — продвигаем их отдельно.
Алиса Прудникова: «ГЭС-2» — уже пример такого городского изменения. Важно, что для многих горожан пространство культуры становится естественной средой обитания. Я вижу людей, которые приходят просто побыть там. И неважно, становятся ли они зрителями выставок или участниками событий. И у «Солянки», «Зотова», Музея Москвы, «ГЭС-2» и других институций есть важная музейная функция — сделать пространство культурного производства местом повседневности. И в этом смысле «ГЭС-2» — классный пример того, как это происходит в геометрической прогрессии.
02 марта