6 главных выставок осени: Йоко Оно, Поленов и много авангарда

После летнего затишья в сентябре и октябре музеи открывают главные выставки сезона – в планах большая ретроспектива очередного русского классика, много авангарда и концептуальная экспозиция Йоко Оно. Расставили их в порядке обязательного посещения – от тех, на которые пойдут все, до важных открытий для настоящих ценителей арта.

«Йоко Оно. The sky is always clear» в Музее современного искусства

Фото: Matthew Placek, Yoko Ono, 2018

ММОМА

Петровка, 25

Первая у нас большая выставка Йоко Оно, которая должна показать ее как важную фигуру мировой арт-сцены. В прошлом году художнице, музыканту, феминистке, борцу за экологию и вдове Джона Леннона исполнилось 85, и она как раз записала новый студийный альбом. Ее концептуальные высказывания почти всегда предполагают участие зрителя, а сами работы часто эфемерны и не требуют транспортировки на выставку – художница придумывает форму, которую можно воспроизвести практически где угодно. В центре московской выставки – серия «Инструкции», которая появилась в 60-е годы, что-то вроде партитуры, предлагающей действовать зрителю: записать воспоминания, указать на карте место, куда должен прийти мир, дорисовать часть работы, начатой художницей, или сыграть в шахматы на доске с белыми полями. Кроме того, в ММОМА повторят некоторые перформансы Йоко Оно с московскими добровольцами и покажут ее видео-арт.


15 октября – 24 ноября


Василий Поленов в Новой Третьяковке

Василий Поленов. На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888 г.

Новая Третьяковка

Крымский Вал, 10

Очередной заведомый блокбастер Третьяковки – масштабная экспозиция к 175-летию Василия Поленова. Соберут полторы сотни картин и рисунков из 14 музеев по всей стране и некоторых частных собраний. Обязательно будут хрестоматийные «Московский дворик», «Заросший пруд» и «Бабушкин сад» (Поленов считается изобретателем жанра «интимного пейзажа»), но идти на выставку стоит все-таки не за ними. Поленов – разноплановый художник, и ретроспектива – хорошая возможность в этом убедиться. Будут его портреты, театральные декорации, архитектурные проекты (самый известный – его собственная усадьба на берегу Оки). А также главное дело жизни – эскизы и картины из евангельской серии. Художник много путешествовал по Ближнему Востоку, изучал места библейских событий (Константинополь, Палестину, Сирию, Египет) и местные типажи, делал сотни набросков. Итогом стало шестиметровое полотно «Христос и грешница» (его привезут в Москву из Русского музея) и серия «Из жизни Христа».


16 октября – 16 февраля


«Авангард. Список № I. К 100-летию Музея живописной культуры» в Новой Третьяковке

Д.П. Штеренберг. Стол с сахарницей (Кубистический фактурный этюд). Кон. 1910-х

Новая Третьяковка

Крымский Вал, 10

Уникальная экспозиция, которая расскажет о важном этапе в развитии русского авангарда – создании и недолгом существовании Музея живописной культуры. По сути, это был первый музей актуального искусства в России и один из первых в мире (нью-йоркский МОМА, например, открылся на десять лет позже), а его концепция – не только показывать новые работы, но и быть исследовательской лабораторией, где разрабатываются новые методики – повсеместно используется и сейчас. Музей был основан в Москве в 1919 году по решению Наркомпроса и просуществовал 10 лет. Параллельно, чтобы внедрить современное искусство повсеместно и сделать доступным для советских граждан, подобные музеи должны были открыться в Петербурге, Смоленске, Витебске, Оренбурге, Рязани, Уфе и других городах. Отбором и закупкой произведений занимались Кандинский, Малевич, Татлин, Штеренберг. Если бы музей прошел через советские годы невредимым и продолжал пополняться, это была бы одна из самых грандиозных коллекций авангарда в мире. Но уже в 1920-е годы идею стали сворачивать, в 1924 году Музей живописной культуры присоединили к Третьяковке, а в 1930-е на волне борьбы с формализмом в искусстве работы и вовсе на много десятилетий убрали в запасники. В 2016-17 годах в Еврейском музее показывали живопись, отправленную в рамках этого проекта в региональные музеи. Нынешняя выставка в Третьяковке покажет восстановленную по архивным документам экспозицию Музея живописной культуры. 250 работ – сплошь звездные имена: Кандинский, Малевич, Ларионов, Гончарова, Древин, Фальк. Причем не только из наших музеев, но и зарубежных – Тейт Модерн в Лондоне и Музея Людвига в Кельне.


22 октября – 23 февраля


«Союз молодежи» в Еврейском музее

Казимир Малевич. Усовершенствованный портрет И.В.Клюна.

Еврейский музей и центр толерантности

Образцова, 11, строение 1А

В продолжение темы в Еврейском музее покажут «Союз молодежи» – первое официальное объединение художников-авангардистов, повлиявшее на развитие нового искусства. Выставка летом прошла в Русском музее (и собрала там восторженные отзывы), теперь переезжает в Москву. «Союз молодежи» возник в Петербурге в 1910-м и в течение следующих четырех лет устроил семь выставок. Никаких стилистических ограничений тут не было – встречались все новые направления, от символизма до кубофутуризма. Покажут их все и в нынешней экспозиции. Среди художников – Казимир Малевич, Ольга Розанова, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов, Михаил Ларионов и другие главные герои арт-сцены столетней давности.


24 октября – 20 января


«Русские Йордансы» в Пушкинском музее

Якоб Йорданс. Пир Клеопатры. 1653. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

ГМИИ имени Пушкина

Волхонка, 12

Выставка Якоба (Жака) Йорданса, весной прошедшая в Эрмитаже и приезжающая теперь в Москву, показывает все работы художника, которые есть в российских музеях (а это 18 картин и 31 рисунок). Йорданс – один из главных мастеров XVII века, современник и ассистент Рубенса, а после его смерти главный художник Антверпена, автор пышных барочных полотен с сатирами и обнаженными нимфами, мастер религиозных сцен, аристократических портретов и крестьянских пирушек, а кроме того – эскизов для гобеленов. Его работы в обязательном порядке есть в крупных европейских музеях, у нас же коллекционировать его начала Екатерина II. Среди самого любопытного на выставке – «Мелеагр и Аталанта». В советское время картину «сослали» из Эрмитажа в Екатеринбург, поскольку считали старой копией, но в процессе недавней реставрации выяснилось, что это все-таки настоящий Йорданс. Но главное – огромное «Оплакивание Христа» из Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге, которое впервые за два с половиной века переезжает из собора на выставку. Единственный пробел московского показа – Эрмитаж по причинам сохранности не выдаст знаменитого «Бобового короля» из своей коллекции, так что придется довольствоваться его копией, сделанной в мастерской Йорданса его учениками, из Пермского музея.


17 сентября – 30 ноября


«Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма

Мариан Пиделасерра. Желтые бани. Утреннее солнце. ок. 1900-1901. Коллекция Касакуберта Марсанс

Музей русского импрессионизма

Ленинградский проспект, 15, строение 11

Импрессионизм, возникший во Франции в 80-х годах XIX века, быстро захватил умы художников по всему миру. Свободная манера, яркие краски, работа на пленэре, цветные рефлексы, случайно выхваченная из жизни и как будто незаконченная композиция – словом, возможность оставить на холсте живое, сиюминутное впечатление, оказалась настолько заманчивой, что само слово «импрессионизм», придуманное изначально парижским критиком Луи Леруа как ругательство, стало практически нарицательным. Музей с момента открытия целенаправленно показывает «импрессионизм вне мейнстрима» – грани направления, возникавшие в разных странах. Осенняя выставка показывает испанский вариант импрессионизма – полсотни работ приедут из музеев и частных собраний Испании, пара картин нашлась в коллекции Пушкинского музея. Самый известный из художников – Хоакин Соролья. Имена остальных вполне могут стать открытием для московской публики.


10 октября – 26 января


Фотография обложки: Thomas Lohnes / Getty Images

Ирина Осипова

22 августа