В мае состоялся цифровой релиз «Годзилла: Минус один» — нового фильма легендарной студии Toho, придумавшей гигантского ящера и сделавшей его популярным. «Минус один» стал большим хитом: собрал внушительную кассу, получил «Оскар» за лучшие спецэффекты и был обласкан критикой. В последнее время вы можете наблюдать новый всплеск интереса к теме гигантских монстров, но на самом деле интерес к ним почти и не угасал. Кинокритик Иван Афанасьев решил вспомнить восемь самых необычных фильмов о Годзилле и других кайдзю — уверены, о многих из них вы даже никогда не слышали.
Кадр из фильма
Девятый по счету фильм о Годзилле, а также обо всех остальных существовавших на тот момент его друзьях-кайдзю (если их можно назвать друзьями, конечно) должен был стать завершающим. По сюжету люди достигли гармонии и всеобщего мира (в 1999 году, между прочим), а гигантских существ отселили подальше от себя, в так называемую Страну монстров. Но инопланетяне, мечтающие поработить Землю, натравили мирных зверушек на беззащитное человечество. В целом это довольно стандартный фильм о Годзилле, если не считать финальной схватки механизированных кукол под очень эпичную музыку, от которой ваш пафосометр перегреется и взорвется (просто найдите этот фрагмент — обхохочетесь).
Кадр из фильма
В студии Toho могли остановиться на девятом фильме (в конце концов, в финале «Парада монстров» между людьми и монстрами наконец-то установлен вечный мир). Но решили, что всяк кайдзю знай свой небоскреб, и, по сути, перезапустили серию, представив зрителю ретроспективный взгляд на вселенную Годзиллы. В «Атаке…» маленький мальчик, фанатеющий по Годзилле, оказался в мире своих фантазий и стал другом ящера и его сына Миниллы (да, есть и такое). Фильм считается одним из худших в серии, в том числе из-за того, что в нем новый материал просто смонтирован с фрагментами старых фильмов о кайдзю. Однако для фанатов это своего рода «Комната» Томми Вайсо от мира Годзиллы — так плохо, что аж хорошо.
Кадр из фильма
Один из самых интересных современных фильмов о Годзилле в основном прошел мимо зарубежного зрителя, в том числе российского, так как за пределами Японии и стран Азии выходил в основном лишь в ограниченном прокате (забавно, что в США аж дважды, в 2016-м и 2019-м). Что выделяет его на фоне остальных? В первую очередь — сам Годзилла: как известно, ящера в старых фильмах, в том числе в оригинальной картине 1954 года, на которую фильм Хидэаки Анно и Синдзи Хигути (между прочим, создателей «Евангелиона») регулярно ссылается, играла механическая кукла. В этот раз практические спецэффекты совмещены с CGI: кайдзю при помощи технологии motion capture изображает актер театра кабуки, отчего тварь, искусственно «очеловеченная», выглядит особенно пугающе и необычно.
Кадр из фильма
Далеко не самый известный фильм (кстати, 17-й по счету), в том числе потому, что выходил в широкий прокат только в Японии и большого успеха не добился. Даже слегка жаль, ведь именно здесь появляется уникальный кайдзю, который, увы, не вышел за пределы фильма, не считая камео в «Годзилла против СпэйсГодзиллы» (не спрашивайте) — тот самый Биолланте из названия, искусственно выведенный из клеток Годзиллы гибрид монстра, человека и розы (!). Получившаяся громадина — нечто среднее между растением с щупальцами и ящером, но с разумом человека, а конкретнее — дочери гениального ученого, выведшего Биолланте. Собственно, Годзилла, ранее погибший, возрожден в результате извержения вулкана и будет драться с розоящером. Ныне фильм считается, что называется, особо ценным hidden gem серии.
Кадр из фильма
Один из самых безумных — по-другому и не скажешь — фильмов о Годзилле и его заклятом враге — трехголовом, похожем на классического фэнтезийного дракона ящере Кинг Гидоре (впервые он, кстати, появился в 1964 году в одноименном фильме). Почему безумный? Потому что концентрация фирменного для серии увлекательного бреда здесь зашкаливает: по сюжету в 1992 году, когда Годзилла ослаблен специальной бактерией (это случилось в фильме про Биолланте), в Токио прибывают люди из прошлого. Оказывается, Годзилла появился в 1944 году под названием Годзиллозавр (!) и его необходимо уничтожить, чтобы в далеком будущем он не стал причиной смерти человеческой цивилизации. Но в дело вмешивается тот самый Кинг Гидора, завезенный на Землю инопланетянами (!!). Оцените, что называется, масштаб.
Кадр из фильма
В год 50-летия Годзиллы (оригинальный фильм, напомним, вышел в 1954-м) студия Toho планировала дать ящеру-мутанту отдохнуть, но перед этим вывела его на экран в финальном на тот момент, 28-м фильме серии, собрав вместе почти всех кайдзю, расплодившихся похлеще, чем супергерои Marvel. Тут вам и гигантский лобстер Эбира, и морской дракон Ма́нда, и богомол-переросток Камакурас, и много кто еще. Плюс — масса пародийных отсылок к классическим голливудским блокбастерам от «Звездных войн» до «Матрицы». Результат, правда, оказался плачевным: фильм провалился в прокате, был освистан зрителями и критиками и вынудил Toho забыть об огромных монстрах аж до 2016 года (когда вышел уже упомянутый «Годзилла: Возрождение»). Сейчас, правда, фанаты серии считают, что это непризнанный шедевр, must-see для всех фанатов гигантских монстров — своего рода кайдзю-капустник, который не стоит воспринимать серьезно, а просто получать от него удовольствие.
Кадр из фильма
Как вы уже поняли, помимо Годзиллы, существует еще огромное количество разнообразных кайдзю, подчас весьма необычных — как вам, например, гигантская амеба по прозвищу Заводчик? И, чтобы не обижать друзей огромного ящера, мы решили взять пару фильмов о них, с двумя условиями: они должны быть связаны с «годзиллаверс» и произведены на студии Toho. Например, про Дайгоро — странного гибрида ящерицы и… бегемота? Сами решите, в общем, к какому биологическому виду относится эта кракозябра, но самое прекрасное в «Дайгоро против Голиафа» — это детский кайдзю-фильм, который должен был получить кроссовер с Годзиллой, но что-то не сложилось и бегемотозавр ушел на пенсию сразу после первого фильма о нем, несмотря на относительный успех.
Кадр из фильма
Вы, наверное, заметили, что действие почти всех фильмов о Годзилле и его врагах и товарищах разворачивается либо в современности, либо в XX веке? Так вот, Toho решила это исправить и в 1966 году выпустила сразу три фильма о новом персонаже — огромной каменной статуе Мадзин, которую во времена средневековой Японии пробудили, чтобы защитить бесправных крестьян от террора со стороны жестокого землевладельца. Кто-то скажет: а при чем тут Годзилла, если у Мадзина нет ничего общего ни с ним, ни с другими кайдзю? И ошибется: фильмы были выпущены одновременно с «Гамера против Баругона», еще одним кайдзю-фильмом (о гигантской черепахе, сражающейся с гигантской же рогатой ящерицей). И подразумевалось, что в дальнейшем Мадзин станет главным противником Гамеры, но в этого не случилось. Однако в 2010 году к Мадзину вернулись, чтобы сделать про него целый сериал!
Читайте также
06 мая