Этому маю определенно нужно прибавить 32-е число, чтобы в афишу выставок поместились все открытия месяца. На вернисажи придется ходить через день, и пропускать их точно нельзя! Наш арт-обозреватель Елена Шарова выбрала главные до конца весны.
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896/Третьяковская галерея
Когда мы произносим фамилию Васнецовых, в голове тут же всплывают репродукции из школьных учебников. Это прежде всего работы Виктора — «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна-Несмеяна». А затем Аполлинария — средневековые пейзажи, в которых белокаменная Москва такая чистая и сказочно уютная. И лишь самые искушенные любители искусства могут назвать имя внука Виктора Васнецова — Андрея, художника-монументалиста. Он был крупным мастером монументальной и станковой живописи второй половины ХХ века и одним из основателей «сурового стиля».
В Третьяковской галерее решили восстановить справедливость и познакомить зрителей со всеми гранями творчества представителей художественной династии. Экспозицию построят таким образом, что работы Андрея будут идти в параллель с произведениями Виктора и Аполлинария, на нижнем этаже экспозиции на Крымском Валу. Вещи из собрания Третьяковки тут дополнят экспонатами из 15 музеев и частных собраний — всего покажут около 200 работ.
Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10
С 23 мая, билеты по 900 рублей
Александр Иванов. Группа пишущих с фигурой Пифагора. Середина 1830-х/Третьяковская галерея
Небольшая выставка графики (всего один зал в Лаврушинском переулке), посвященная первым годам жизни художника в Италии. Александр Иванов был пенсионером, то есть блестящим выпускником Академии художеств в Петербурге, которого за государственный счет отправили в Европу для продолжения образования. В XIX веке считалось, что нельзя стать приличным автором картин на исторические сюжеты, если не взглянуть на итальянское искусство. В 1830 году будущий автор «Явления Христа народу» прибыл в Рим. Там он принялся изучать античную скульптуру и произведения гениев Высокого Возрождения — Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи. Все свои впечатления от увиденного мастер переносил на бумагу — делал множество тончайших зарисовок. Их нам и покажут в Третьяковке.
Несмотря на то что музей обладает самым масштабным собранием графического наследия художника — около 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов, — выставляют вещи нечасто из-за их хрупкости, поэтому сходить на экспозицию непременно стоит. Обещают, что она станет первой в череде сменяющихся небольших выставок с графикой Иванова.
Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 10
С 31 мая, билеты по 600 рублей
Jewish-museum.ru
Если в команде выставки главный куратор музея Мария Гадас и директор по развитию детских программ Ира Дворецкая — это означает одно: нас ждет семейный интерактив. В основе этого экспозиционного приключения — автобиографический роман Марка Шагала «Моя жизнь». Если еще не читали, то рекомендую — получите удовольствие. Сказочные миры художник создавал не только на холстах, он ярко мифологизировал обычную жизнь и в текстах. У выставки семь разделов, где можно познакомиться с любимыми героями и сюжетами Шагала. Будет и интерактивный теневой театр, где можно создать своих летающих зверей и птиц как с картин Марка Захаровича.
В разделе, посвященном бродячему цирку — излюбленном месту парижских модернистов, можно будет примерить цирковые костюмы, пожонглировать, а также порисовать на огромной раскраске. Разумеется, будут представлены и подлинные произведения искусства — живописные и графические работы Марка Шагала, Натана Альтмана и Григория Ингера. Кураторы объединили их благодаря теме детства, проведенного в еврейских местечках и ставшего основой для живописных экспериментов мастеров.
Экспозицию можно будет осмотреть с экскурсией (их обещают проводить каждые два часа) или самостоятельно — с бесплатным путеводителем, который выдадут на входе.
Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1а
С 28 мая, билеты по 400 рублей
Ангелина Ермачкова. Табуретки. 2016/Центр современного искусства AZ/ART
Нас, любителей искусства, можно поздравить с появлением нового места притяжения на культурной карте Москвы. Центр станет преемником экспериментальной площадки AZ/ART, открытой в декабре 2022 года командой музея AZ.
Стартуют с продолжением выставочного проекта «Системы мимикрии» Александра Дашевского, куратора, искусствоведа и художника. В третьей части экспозиционного сериала зрителям предлагают взглянуть на работы художников-нонконформистов и наших современников, объединенных темой выхода за социальные рамки. Сам куратор говорит о проекте: «На этот раз речь пойдет о беглецах, безумцах, влюбленных и пустынниках — о тех, кто вышел за границы предписываемых социальных ролей. А также о вещах, потерявших смысл, хозяев, функцию, выкинутых пользователем и подобранных художником. Новое пространство ЦСИ AZ/ART с его сводчатыми потолками, нишами и старинным кирпичом прекрасно подходит для этого разговора».
Талантливые и амбициозные музейщики обещают в программе не только выставочные проекты, но и лекции, мастер-классы, занятия для детей и даже концерты. А в книжном магазине можно будет не только купить каталоги и издания по искусству, но и само искусство — в коллаборации с галереей Sample будут представлены объекты молодых художников, а также тиражная графика, отобранная лабораторией экспериментальной печати «Пиранези LAB». И конечно, обещают также кофейню для долгих дискуссий об искусстве с друзьями.
Центр современного искусства AZ/ART, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1
С 30 мая, вход свободный
Анастасия Крохалева. Фрагмент работы «Шуршанка № 12». Фото: Любовь Кабалинова
Еще одно молодое культурное пространство «Солодовня» открывает свою вторую выставку и выходит на поле современного искусства. «Язык мой» — совместный проект с выпускниками магистерской программы Garage Academy во ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве». В основе каждого художественного высказывания в экспозиции — паремии. Этим красивым словом обозначают устойчивые выражения: пословицы, поговорки, проклятия, приметы и прочие языковые клише.
Но объясняют их художники не словами, а с помощью разных медиумов от инсталляций до музыкальных произведений. Например, группа «Луговые мари» предлагает зрителям подумать об идентичности. Для этого музыканты обращаются к марийским народным песням. А художница Наташа Романенко создала защитный купол — специальную витрину, чтобы нейтрализовать проклятие игольницы, связанное с пословицей «Пустые иглы — к смерти в семье».
Пространство современной культуры «Солодовня», ул. Льва Толстого, 23, стр. 4
С 26 мая, вход по регистрации
«Нити судьбы, карты истории»/«ГЭС-2»
Весь май (да и все лето) в «ГЭС-2» можно бесплатно посмотреть три выставочных проекта. Мой любимый — «Нити судьбы, карты истории», в котором художники философствуют и переплетают свое творчество друг с другом и мастерами прошлого. Там можно поиграть в гигантские шахматы, созданные по мотивам работ советского художника-анималиста Бориса (Исая) Воробьева.
Наверняка фарфоровые статуэтки, изготовленные по его эскизам на Ломоносовском фарфоровом заводе, были у вас или ваших бабушек и дедушек дома. Художница Катя Исаева в своем проекте напоминает о судьбе мастера и дает вторую жизнь его моделям в виде верблюда и льва. Самый эффектный экспонат — это, конечно, изготовленные на 3D-принтере человеческие фигуры в позе березки художницы Людмилы Барониной. Они расположены напротив окна с видом на березовую рощу «ГЭС-2» и являются идеальным спотом для создания эффектных фото для соцсетей, а также отправной точкой для мыслей о связи своей судьбы с судьбами мира.
Международный проект «Индекс подобия» предлагает задуматься о на первый взгляд неочевидных взаимосвязях разных точек на планете. Выставку предлагают исследовать в наушниках, так как большая часть экспонатов — видео-арт. Еще одна экспозиция, построенная на видео, — это «Уроки радости и боли». Она посвящена режиссеру Динаре Асановой: зрителю предлагается посмотреть ее картины, чтобы понять ее метод и киноязык.
«ГЭС-2», Болотная наб., 15
С 25 апреля, вход по регистрации
Читайте также
08 мая