6 выставок в московских музеях, которые нельзя пропустить

6 выставок в московских музеях, которые нельзя пропустить

Прямо сейчас в Москве проходит сразу несколько масштабных выставок. Арт-обозреватель Елена Шарова выбрала шесть, которые обязательно стоит увидеть: от первых проектов в открывшемся после ремонта МАММ до фотографий москвичек 1930-х годов.

«Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника»

6 выставок в московских музеях, которые нельзя пропустить

Эрик Булатов. Горизонт (вариант картины 1971–1972 годов). 1982/МАММ

Около полутора лет назад популярная площадка закрылась на ремонт: меняли коммуникации, перекрывали заново пол и крышу. И вот долгожданное открытие. С первых же выставок ясно: пол новый — музей старый. Поменяли внутренние коммуникации, но не способ коммуникации со зрителями. Архитектура, дизайн и сама суть выставок такая же, как и прежде.

Большую часть экспонатов вы уже видели, если не первый год ходите по выставкам в Москве. Но все они выстроены концептуально, и осматривать их нужно снизу вверх: по задумке директора Ольги Свибловой, тогда вы от прошлого подниметесь вверх, к будущему, к экспозиционной жемчужине — выставке Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника».

Это главный проект в музее и очень личный для Ольги Львовны. Она летала к Эрику Булатову в Париж, чтобы вместе собрать экспозицию, и взяла у него серию интервью, которые стали основой каталога проекта. Это первая за десять лет большая выставка мастера, на которой мало живописных произведений и в основном представлена графика. Она тут как повод поговорить со зрителем о том, что обычно скрыто, о мастерской художника. О том, как подготовительный рисунок, вышедший из-под руки гения (простите, но иначе Булатова не назвать), становится самостоятельным и важным высказыванием. Все эти произведения также важно уметь читать, потому что это чистая поэзия. О том, какие еще выставки стоит посмотреть в МАММ, читайте тут.

МАММ, ул. Остоженка, 16
До 15 июля, билеты по 700 рублей


«Сонный паралич»

6 выставок в московских музеях, которые нельзя пропустить

Галерея Ruаrts

На Остоженке в галерее Ruarts открылась первая персональная выставка московского художника Виталия Тюрлика. Для него слово «upcycling» не пустой звук: он создает работы из тканей, бывших в употреблении и непригодных для дальнейшего использования.

В экспозиции — многосоставные текстильные коллажи. Художник называет их текстильными панно. Они представляют собой странные, зачастую абсурдные ситуации, иногда в сочетании с игрой слов, созвучиями и шутками. То есть Виталий тоже работает со словом. Но он намеренно избегает серьезности и любого философствования. Он заигрывает со зрителем и заставляет нас задуматься над смыслом произведений самостоятельно.

Все работы художник создал специально для выставки. Он вдохновлялся странным, даже страшным состоянием сонного паралича — с вами это тоже наверняка случалось. Вот когда вы как будто проснулись, но на самом деле спите, а привычные предметы могут превращаться в монстров, прячущихся под кроватью или за шкафом. Такие искаженные знакомые вещи и стали главными героями произведений. Помните, как было в «Гарри Поттере»: чтобы победить свой страх, нужно превратить его во что-то смешное и нелепое — у Виталия это отлично вышло.

Галерея Ruаrts, 1-й Зачатьевский пер., 10
До 12 мая, вход свободный


«Всегда Зоя. Выставочный роман»

6 выставок в московских музеях, которые нельзя пропустить

Центр Вознесенского

Повод — ни много ни мало 100-летний юбилей писательницы, драматурга и, конечно, музы Зои Богуславской. За архитектуру и драматургию выставки отвечал один из моих любимых экспозиционных художников — Леша Трегубов. Благодаря его решениям и авторским арт-объектам удалось собрать не выставку из серии «по волнам моей памяти» с ароматом пыли, а замечательное яркое путешествие. В экспозиции — трогательные телеграммы и письма, которые присылал Андрей Вознесенский своей возлюбленной. И конечно, стихи, которые он ей посвящал.

Есть инсталляция, вдохновленная поэмой Вознесенского «Оза», которую он написал для Зои Борисовны, и образ лестницы из их дома в Переделкино, и инсталляция в виде салона самолета, отсылающая зрителя к многочисленным путешествиям. Много архивных фото и воспоминания самой именинницы о знакомстве с главными героями XX века: Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым и многими другими. Мы росли на их произведениях, а Зоя Борисовна с ними дружила. Ну, с ума сойти.

Центр Вознесенского, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 3
До 28 июля, бесплатно, по регистрации


«Пространство. Воздух. Свет. Пейзаж из собрания Музея В. А. Тропинина»

6 выставок в московских музеях, которые нельзя пропустить

Museum-tropinina.ru

Поход на эту выставку запросто может заменить час приема у психотерапевта. Это абсолютно умиротворяющее созерцание на грани с медитацией вам обеспечат 50 пейзажей из собрания Музея Тропинина. Экспозиция собрана по хронологическому принципу и охватывает период с конца XVIII до начала ХХ века. Тут представлены основные мастера, по работам которых можно отмерять этапы развития пейзажного жанра в истории русского искусства, — это Сильвестр Щедрин, Иван Шишкин и Исаак Левитан. От реалистичных пейзажей-рассказов до импрессионистических пейзажей-состояний, в которых минутное впечатление уже берет верх над досконально проработанным в мастерской сюжетом. В музее также представлены вещи Ивана Айвазовского и Алексея Боголюбова. Это два наших величайших мариниста, их работы всегда так любопытно сравнивать. У Айвазовского буря не только в сюжете, но и в колорите, а у Боголюбова — изумительный тончайший штиль с величайшим вкусом подобранных цветовых сочетаниях. Советую сходить и сравнить, кто вам ближе. Билет стоит, кстати, 300 рублей, а это в десять раз дешевле средней ставки терапевта в Москве.

Музей В. А. Тропинина, Щетининский пер., 10, стр. 1
До 26 мая, билеты по 300 рублей


«Нина Котел, Александра Митлянская, Евгения Соломатина. О всех вещах, там обитающих»

6 выставок в московских музеях, которые нельзя пропустить

Нина Котел/Stella Art Foundation

В фокусе внимания Евгении Соломатиной — красота повседневности. Ее снимки напоминают стоп-кадры из эстетичных артхаусных фильмов. Ее интересуют рефлексы солнца на стене в номере отеля, рябь на заливном лугу и детские нежные пятки. Это все работы из серии «И это тоже пройдет». Вся эта ускользающая красота напоминает зрителям, что жизнь — она здесь и сейчас.

Название серии Нины Котел — «Они думают, что были динозаврами, ядрами, мамонтами». Ну, наивно, супер. Художница собирает для нас натюрморты, состоящие из осколков стекол, бусин, потертых игрушек, деревянных шариков и прочей ерунды, которую в детстве воспринимаешь как самое дорогое сокровище. Рисует она цветными карандашами и восковыми мелками — такими детскими материалами. Словом, погружает зрителя в сентиментальные воспоминания о времени, когда все это было таким дорогим и важным.

Фотограф Александра Митлянская фиксирует мир непредвзято и чуть отстраненно. Ее интересует пейзаж, лишенный присутствия человека. В прохладных и меланхоличных кадрах природа живет своей отдельной от людей жизнью, о присутствии цивилизации лишь изредка напоминают ржавые спасательные вышки на пляже и случайно забытые на берегу предметы. Это пейзажи-состояния, как ни странно, логично продолжающие традиции русских художников рубежа веков, о которых сегодня уже вспоминали в контексте выставки в Музее Тропинина.

Stella Art Foundation, 1-й Красногвардейский пр., 15
До 30 июня, вход свободный


«Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»

6 выставок в московских музеях, которые нельзя пропустить

Елена Мельникова. Экскурсия на завод «Шарикоподшипник». 1937/Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Собрала экспозицию замечательный искусствовед Надя Плунгян. В издательстве «Гараж» в этом году вышла ее книга «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, „бывшая“ и другие в искусстве 1917–1939 годов». Кстати, отрывок из нее читайте тут. Вот на основе этого материала и были подобраны аж две тысячи экспонатов из 30 российских музеев. Это и живопись, и скульптура, и графика, и плакаты, и монументальные панно.

Кураторы Надежда Плунгян и Ксения Гусева предлагают зрителю оказаться в Москве 1920–1930-х. Они имитируют городские улицы в архитектурной застройке, а также предлагают заглянуть в квартиры отдельных героинь. Например, к актрисе Любови Орловой, символу своей эпохи. Эта выставка исследует художественный образ успешной москвички, созданный по большей части художниками-мужчинами. Ироничные названия разделов выставки подчеркивают, что все эти мифы о москвичках, конечно, не имели ничего общего с реальностью. Тем не менее сами работы тут подобраны выдающегося качества: это произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Петра Кончаловского и других важных мастеров XX века. Что важно, большое внимание уделяется и женщинам-художницам — как известным вроде Веры Мухиной и Варвары Степановой, так и, например, Кире Мосяковой.

Музей Москвы, Зубовский б-р, 2, стр. 7
До 25 августа, билеты по 650 рублей

Фото: Нина Котел/Stella Art Foundation

Елена Шарова

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости