Стартует Каннский кинофестиваль, в жюри председательствует режиссер «Барби» Грета Гервиг, а фильм открытия — «Второй акт» Квентина Дюпьё. В этом году Голливуд в Канны почти не приехал, единственным добравшимся блокбастером можно считать разве что «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», зато в списках стало еще больше европейского независимого кино. А еще на фестивале покажут картины Фрэнсиса Форда Копполы, Паоло Соррентино и Йоргоса Лантимоса. Коротко (и по делу) рассказали, какие фильмы мы ждем и почему.
Йоргос Лантимос
Кадр из фильма/festival-cannes.com
Что это: Трехсерийная драма (фильм-антология, истории внутри не связаны сюжетно) с вернувшимися после оглушительного успеха «Бедных-несчастных» Эммой Стоун и Уиллемом Дефо. То есть это сказка-триптих (так описал фильм его дистрибьютор), а истории в ней такие: мужчина пытается избежать предначертанного ему пути, полицейский считает, что его вернувшаяся жена (она вроде как утонула) — самозванка, а женщина ищет необыкновенного человека, который должен стать великим духовным наставником.
Почему ждем: Уже по этим коротким описаниям понятно, что режиссер продолжает снимать странное кино, и делает это стильно. Хотя действие фильма (современность, США) в этот раз не так экзотично, зато необычно другое — то, что это антология и в каждой истории одни и те же актеры играют разных персонажей. Йоргос Лантимос в одном интервью даже сказал, что «на самом деле это было почти как снять три фильма», хотя его оперативности можно позавидовать — проект находился на стадии задумки еще совсем недавно, в 2022 году.
Фрэнсис Форд Коппола
Кадр из фильма/festival-cannes.com
Что это: Фильм построен как римский эпос, действие которого происходит в альтернативной Америке будущего. А еще это научная фантастика и, в общем-то, басня. Пока сложно? Переходим к сюжету: архитектор-идеалист Цезарь Катилина хочет перекроить Нью-Йорк (читай: Рим) и сделать его центром мира. Коррумпированному мэру города не нравится, что кто-то лезет в его дела и решает свои вопросики запрещенными методами.
Так вот, римский эпос — потому что в основе фильма лежит так называемый заговор Катилины, событие, которое действительно произошло в Риме в 62 году до нашей эры. Басня — потому что история поучительная, она о том, к чему приводит жадность. Научная фантастика — потому что это фильм про будущее с большими вложениями в спецэффекты, так, чтобы «Мегалополис» хорошо смотрелся в IMAX.
Почему ждем: Коппола работал над проектом больше 20 лет, а его бюджет превысил 120 миллионов долларов, причем вложился сам Коппола, продав значительную часть своей винной империи. А еще срежиссировал, написал и продюсировал фильм — один из величайших ныне живущих режиссеров явно очень рискует. Но провернуть подобное у него уже получалось: в те же Канны в 1979 году он привез незавершенный «Апокалипсис сегодня», в который вложил буквально все, что у него было. И тут сложилась золотая история успеха: в него не верили, а фильм стал классикой. В общем, 84-летний мэтр доверяет своим инстинктам. В ролях Обри Плаза, Шайа ЛаБаф и Адам Драйвер.
Паоло Соррентино
Кадр из фильма/festival-cannes.com
Что это: Драма итальянского режиссера, оскароносную «Великую красоту» которого вы не могли пропустить. «Партенопа» — история, которая разворачивается на фоне Неаполя, города, где вырос режиссер, и развивает темы, затронутые им же в недавнем фильме «Рука бога». Картина рассказывает о жизни неаполитанки по имени Партенопа с момента ее рождения в 1950-х до наших дней.
Почему ждем: Во-первых, это красиво. Это десятый полный метр режиссера, снятый между Неаполем и островом Капри — вновь нас ждет двухчасовое наслаждение Италией. Также сценарий написал сам Соррентино, а Партенопа, согласно древнегреческой легенде, — это сирена, которая бросилась в море, потому что ее песни не смогли соблазнить Одиссея. Ее тело потом прибило… правильно, в Неаполь. Правда, режиссер заявил, что героиня «не является ни сиреной, ни мифом». А чем же тогда является? Придется ждать премьеры, чтобы ответить на этот вопрос. В ролях Гари Олдман (прежде заявивший о завершении карьеры), Селеста Далла Порта, Сильвия Де Гранди.
Режиссер Пол Шрейдер
Кадр из фильма/festival-cannes.com
Что это: Экранизация романа «Скорбь» Рассела Бэнкса про американского режиссера-документалиста по имени Леонард Файф (Ричард Гир), который в молодости сбежал в Канаду, чтобы скрыться от призыва на войну во Вьетнаме. Умирая от рака, он соглашается на последнее интервью. Там он раскроет тайны, которых не знала даже его жена Эмма (Ума Турман). В общем, это драматичное кино, сконцентрированное на последних днях героя, причем сам режиссер в одном из интервью сказал: «Меня подводит здоровье. Я подумал, что если я хочу снять свой фильм о смерти, то это нужно сделать сейчас».
Почему ждем: Шрейдер любит снимать нарративно сложное кино про людей, которые вот-вот исчезнут во мраке; «О, Канада» обещает быть именно таким. А еще Шрейдер не работал с Ричардом Гиром 40 (!) лет — тогда они снимали «Американского жиголо».
Джордж Миллер
Кадр из фильма
Что это: Постапокалиптический боевик в жанре дизельпанк, пятая часть оригинальной франшизы. Джордж Миллер — бессменный режиссер, он и Мэла Гибсона снимал, и Тома Харди, а сейчас у него в кадре появятся Аня Тейлор-Джой и Крис Хемсворт. В приквеле «Безумного Макса» действие происходит за 15–20 лет до событий этого фильма — нам покажут историю юной воительницы Фуриосы, которую в 2015 году сыграла Шарлиз Терон. На экране — еще одно путешествие через Пустошь. В этот раз — чтобы отомстить байкерской орде, которая похитила Фуриосу из Зеленых земель тысячи матерей.
Почему ждем: В первую очередь благодаря масштабам картины. Судя по первым отзывам (а они уже есть), тут будет еще больше сцен погонь и разрушений, чем в «Безумном Максе» (и за что многие его и полюбили). Даг Митчелл, друг и партнер режиссера Джорджа Миллера, в одном из интервью сказал, что в «Фуриосе» будет «один 15-минутный эпизод, на съемки которого у нас ушло 78 дней», а на площадке было одновременно задействовано аж 200 каскадеров. Ну что ж, размах блокбастера!
Дэвид Кроненберг
Кадр из фильма/festival-cannes.com
Что это: Сверхъестественная драма, которую сам режиссер назвал автобиографической. По сюжету у Карша умерла жена, и он безутешен. Чтобы справиться с горем, он изобретает очень противоречивую технологию, которая позволяет живым наблюдать за усопшими с помощью погребального савана. А потом кто-то оскверняет могилу его жены и Карш ищет преступника.
Почему ждем:«Саван» — это переосмысление ритуалов смерти. Если саван (плащаница) — это укрытие, то технология, которую изобрел главный герой, буквально показывает разложение тела. Да, камера отображает смерть на экране, даже звучит жутковато. Кино как кладбище смыслов — вот что покажет нам Кроненберг, а в ролях Венсан Кассель и Дайан Крюгер.
Кевин Костнер
Кадр из фильма/paradisegroup.ru
Что это: Вестерн-эпопея! Про Америку времен Гражданской войны — о том, как происходило освоение Запада переселенцами. Далекий путь, стычки с индейцами, ковбойские шляпы и перекати-поле.
Почему ждем: Кевин Костнер очень уверен в себе — он еще не выпустил ни главу первую, ни главу вторую, но уже заявил, что снимает главу третью. Всего их, кстати, ожидается четыре. Более того, Кевин Костнер еще и мастер на все руки — он и режиссер, и сценарист, и снимается в главной роли. В одном из интервью режиссер рассказал, что его главная задача — изменить жанр вестерна, показать его без прикрас вроде марша отлично сложенных мужчин, которые быстрее всех достают пистолеты. Так что, скорее всего, мы получим куда более реалистичный взгляд и еще одно осмысление Гражданской войны в США.
Текст: Анастасия Меньшикова
14 мая