12 сентября в прокат выходит документальный фильм «Сорокин трип». Рассказываем, о чем картина и почему ее стоит посмотреть.
«Сорокин трип» – микс автобиографии и философии «самого значительного русского писателя современности» (цитата авторов картины). В фильме Владимир Сорокин впервые рассказывает о себе с большой степенью откровенности. Кроме него, есть и «второстепенные» действующие лица – например, его дочери-близнецы. Авторы картины – журналист Антон Желнов, который год назад представил биографию «Бедные люди. Кабаковы», и руководитель проекта о литературе «Полка» Юрий Сапрыкин. Снимал любимый оператор Андрея Звягинцева – Михаил Кричман («Возвращение», «Нелюбовь», «Елена»).
В фильме нет последовательной хронологии событий: сначала Сорокин рассказывает, из чего выросла его проза – параноидальный язык советской печати тоже на нее повлиял, потом переключается на подпольный клуб московских концептуалистов, куда входили в то время Илья Кабаков и Эрик Булатов, а сам он попал туда через своего дантиста. Затем вспоминает детство и жизнь в рабочем поселке, где ему регулярно доставалось от местных – у него одного родители были с высшим образованием. А следом фокус переключается на акцию протеста против его творчества – пенсионерки выкидывают книги Сорокина в огромный унитаз, установленный напротив Большого театра, где как раз показали оперу «Дети Розенталя» по сорокинскому либретто. Кстати, именно в то время (в середине 2000-х) писателя заклеймили «певцом русской порнографии» и завели на него уголовное дело по факту распространения непристойных материалов. Хронологический калейдоскоп показывает Сорокина с разных ракурсов – то он кидается тезисами: «Вселенная конечна», «Мы в этом мире одни» и «Литература заформалинена», то ностальгически грустит по эпохе подполья и вспоминает эмиграцию в Берлин.
Картина получилась объемной (как и сам главный герой в ней): здесь есть автобиография, цитаты из произведений, мини-резюме художника Монастырского о Сорокине, сцены из «Теллурии», поставленной Богомоловым, и самое важное – глубокий и вдумчивый рассказ Сорокина о том, что его творчество – это препарирование реальности на бумаге и «ответ на вопрос, что же такое человек». Несмотря на абсолютно нелинейный сюжет, картина не воспринимается раздроблено. Разумеется, нельзя уместить 64 года жизни в 90 минут экранного времени, но у авторов получилось главное – очертить контуры образа писателя. После просмотра зритель будет не просто представлять, кто такой автор «Нормы» и «Голубого сала», но и как он живет, о чем думает и что переживает.
04 сентября, 2019