Часто думаете о Римской империи? Нечего думать, нужно смотреть! На стримингах выходит исторический сериал «Обреченные на славу» с Энтони Хопкинсом в роли императора, создавшего Колизей. Рассказываем, каким получился этот проект.
Amediateka
После убийства Нерона римский престол занял Тит Флавий Веспасиан (Энтони Хопкинс), бережливый, практичный правитель. Мудрость его, например, проявлялась в следующем: чтобы отвлечь народ от тяжелых дум и страхов из-за бушующей в империи гражданской войны, Веспасиан инициировал строительство колоссальной спортивной арены, вошедшей в историю как Колизей. Он решил, что пусть лучше плебс с азартом наблюдает за гонками на колесницах, чем думает, как бы свергнуть императора.
Спортивная интрига уже давно разыгрывается между четырьмя политическими фракциями, которые можно отличить по цвету их одеяний. Ввиду популярности гонок на колесницах в городе большим спросом пользуются ставки на спорт. Это целое предприятие, а заправляет им ушлый римлянин Тенакс (Иван Реон из «Игры престолов»), тоже не лишенный политических амбиций. Несмотря на то что в первом эпизоде об этом мало говорится, «Обреченные на славу» — это история не про гонки, а про гладиаторские бои. Совершенно новое, захватывающее и кровавое развлечение, которое вот-вот завладеет умами всех граждан Римской империи.
Сериал основан на одноименной книге Дэниэла П. Мэнникса. Режиссером выступает Роланд Эммерих, автор популярных на рубеже 1990–2000-х блокбастеров «День независимости» и «Послезавтра». Впрочем, затем Эммерих превратился из режиссера фильмов-катастроф в режиссера катастрофически плохих фильмов: «Мидуэй», «День независимости: Возрождение», «Падение Луны» — все это невозможно было смотреть без боли в глазах. Надежда на то, что постановщик внезапно вернется к своим корням и снимет нечто удовлетворительное в развлекательном плане, была призрачной и, увы, не оправдалась.
Впрочем, «Обреченные на славу» — лишь наполовину проект Эммериха: он снял только пять серий из десяти. Остальные пять на счету немца Марко Кройцпайнтнера, у которого в прошлом году вышел вполне неплохой научно-фантастический детектив «Тела». Начальные эпизоды — это дело рук Эммериха, поэтому есть резон продолжить смотреть «Обреченных на славу», даже если после трех первых серий у вас появилось жгучее желание выключить это шоу и забыть про него, как про страшный сон.
Первое, что бросается в глаза при просмотре «Обреченных на славу», — это какое-то неперевариваемое количество персонажей на квадратный метр кадра. Император Веспасиан, его сын-воин, его другой сын-политик, букмекер Тенакс, три испанца, приехавшие в Рим торговать конями, целое семейство эфиопов, двух из которых несправедливо взяли в плен легионеры, а третьего заставляют охотиться на компьютерных львов, лучший гонщик во всей империи и еще десяток плохо прописанных персонажей.
Кадр из сериала
Сюжетная линия ни одного из них не захватывает и не вызывает даже малейшего интереса: герои выглядят плоско, сыплют однозначными фразами и быстро забываются, как только фокус переходит на кого-то еще. Энтони Хопкинсу тоже особо нечего играть: большинство его изречений — это заученный сборник цитат римских мудрецов. Историки, возможно, найдут в этом свой интерес, изучив, какие афоризмы, звучащие в сериале, на самом деле принадлежали Веспасиану. Хотя блюстителям достоверности в историческом кино здесь и так будет чем заняться.
К сожалению, и здесь ответ неутешительный. В сериале довольно много дешевых компьютерных эффектов, из-за чего животные выглядят максимально неестественно, экшен-сцены слишком резкие, а задние фоны — размытые и чрезмерно приглушенные. В надежде сэкономить бюджет авторы очень часто прибегают к излишнему затемнению кадров и тусклой цветопередаче, из-за чего с визуальной точки зрения просмотр «Обреченных на славу» становится непростым испытанием для ваших глаз.
Кадр из сериала
Гонки на колесницах похожи на заскриптованную кат-сцену из видеоигр, которую нельзя пропустить нажатием кнопки. По уровню визуализации старания Роланда Эммериха напоминают «Бен-Гура», только не классику исторического кино Уильяма Уайлера, а его провальный ремейк за авторством Тимура Бекмамбетова. Здесь так же блекло и не воодушевленно показаны те сцены, которые, по идее, должны в первую очередь захватывать дух.
Уже упомянутый «Бен-Гур» 1959 года мог бы стать отличной альтернативой для тех, кому интересны нравы и быт Римской империи, но все же основная тема сериала — гладиаторские бои. Поэтому самой очевидной рекомендацией будет эпик Ридли Скотта — пересмотр «Гладиатора» наверняка принесет вам больше эстетического удовлетворения, чем «Обреченные на славу». А там скоро выйдет и вторая часть с Полом Мескалом, Педро Паскалем и Дензелом Вашингтоном.
Сериальной альтернативой напрашивается проект канала Starz «Спартак» — там три насыщенных сезона и один зрелищный приквел под названием «Боги арены», в мельчайших подробностях раскрывающие нюансы гладиаторских боев. Ну и конечно, золотой фонд канала HBO — сериал «Рим» о временах правления Юлия Цезаря. Поэтому если вы случайно в поисках сериала о Римской империи вместо «Обреченных на славу» запустите это проверенное временем историческое шоу, то о своем спонтанном выборе вряд ли пожалеете.
Текст: Вадим Богданов
20 июля