Ко Дню строителя в ЦСИ «Винзавод» открывается новая выставка «Конструкция творчества». Ее инициатором стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030». Она возвращает интерес к профессии строителя, интерпретирует его образ и привлекает внимание к тем, кто зачастую остается в тени архитекторов. Пространство поделили на четыре раздела: центральный объект в виде моста, соединяющий советское искусство, работы современных художников и таймлайн строительных проектов. Рассказываем, какие работы стоит посмотреть на выставке.
В центре выставки — огромный «Солнечный мост», созданный по идее архитекторов Тимура Башкаева и Кирилла Коблова. Мост — одна из вершин инженерной мысли, соединяющая эпохи и поколения. По нему пролегает основной маршрут посетителя через экспозицию плакатов советского периода от 1920-х до 1980-х годов и к современному искусству. Гуляя по залу, минуете крановщиц, инженеров, разнорабочих, чьими руками строились города, и в окружении вдохновляющих лозунгов выйдете к современному искусству. С моста открывается вид на черно-белую проекцию рабочих, которые постоянно строят и чья работа никогда не останавливается.
Валентина Лазаревская. Крановщица
Агитационный плакат «Люди труда — достояние страны!»
Работы, отобранные для выставки, кардинально меняют представление об образе строителя и смещают фокус с патетики и героики на сам труд и человека в нем. Строители становятся главным объектом внимания; их быт, одежда, инструменты, материалы — все это в глазах современных художников получает новый смысл.
Стройка обретает иное звучание: ее разбирают на составляющие, рассматривают вблизи и меняют точки обзора, чтобы показать всю мощь строительства. Фантастическая динамика стройки прослеживается в масштабах возведении хорды у Алексея Каллимы, небоскребах «Москва-Сити» Ирины Петровской и строительной технике «Зарядья» Сергея Кузнецова, соседствующей с концептуальными кирпичами Михаила Рубанкова.
Художники исследуют масштаб города, фиксируют его ритм, пространства, грандиозные строительные проекты. А затем резко меняют оптику, и в объектив попадают простые рабочие — люди, которые занимаются уборкой улиц, стройкой, ремонтом. Например, Иван Симонов в коллаже «Рабочий» документирует работника стройки и объединяет инженерную мысль и образ человека. Рабочий становится инструментом, винтиком, который Симонов анализирует и разбирает на составные части в проекте «#маленькиелюди», где в центре внимания обычные жители и горожане — герои каждого дня.
Иван Симонов. Рабочий
Работы на выставке осмысляют не только стройку и образы строителей, но и материалы в строительстве. К примеру, кирпич, из которого строят дома, приобретает совершенно новый смысл в работе Михаила Рубанкова «Ящик № 1». Кирпич также олицетворяет идею сопротивления, ведь с его помощью можно разбить окно. Художник в этой концептуалистской работе по-новому кодирует и сам объект, и его смысл, и действие, которое им совершают, нелогичное, но предписанное инструкцией: кирпич создан для стройки, а не для разрушения.
Михаил Рубанков. Ящик № 1
Под конец раздела современного искусства пройдете вдоль таймлайна значимых объектов Москвы последних десятилетий. Парк «Зарядье», стадион «Лужники», башня «Федерация» в «Москва-Сити», Дворец гимнастики Ирины Винер и многие другие — ключевые проекты, реконструкции и здания Москвы современности.
Константин Батынков. Москва-Сити
Ирина Петровская. Строительство «Москва-Сити»
Эти здания теперь во многом определяют облик столицы и навсегда вписаны в городской ландшафт. Таймлайн подчеркивает уникальность каждого объекта и выполнен с использованием мультимедиаформатов. Хронология проектов позволяет погрузиться в уникальность процесса возведения объектов и зданий, узнать факты и подробности строительства, увидеть документальную хронику.
Выставка идет с 13 по 26 августа в ЦСИ «Винзавод», Цех Белого, 4-й Сыромятнический пер., 1/8 стр. 6
Вход свободный
12 августа