У актера Александра Петрова есть клуб поэзии. Там он читает стихотворения — свои и известных русских поэтов. К премьере поэтических вечеров «Двадцать пять ноль один» (22 и 23 ноября) поговорили с ним в эфире «Это Москва. Люди». Узнали, откуда у актера появилась книга с подписью Вознесенского и когда он почувствовал любовь к чтению стихов.
Клуб поэзии — это место для небольшой группы людей. У меня всегда была мечта создать камерную атмосферу. Мне в голову пришла идея вернуться к истокам и рассказать что-то на небольшую аудиторию в очень приятной обстановке, когда люди никуда не торопятся. Нужно, чтобы человек понимал, что он пришел в ресторан не просто поесть, а вместе с артистом окунуться в атмосферу. Потому что я помню свое впечатление, когда стоишь на больших площадках, начинаешь читать стихотворение, а все достают телефоны и снимают. Здесь (в клубе. — Прим. ред.) я хочу сделать больший акцент не на шоу и музыке, а на поэзии: что было написано мною за последние годы и последнее, что есть в заметках. А как сделать так, чтобы это было интересно? Чтобы людям было комфортно, они расслабились и понимали, куда они идут. Наверное, хочется обойтись без громкой части, без доказательств каких-то, а просто приступить уже непосредственно к делу и сосредоточиться на стихах, на истории, которую я хочу рассказать.
Зачем они им были нужны 100 лет назад? За тем же, наверное, что и сейчас. Это то, что никогда не устаревает. Никакая нейросеть не напишет так, как написал Есенин. Он как наш русский генетический код, который в меня лично попадает. Как может нейросеть придумать строчку «Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать»? Как это возможно придумать?
Мне кажется, это единственное, что получалось в школе, — в футбол играть и стихи читать. Спасибо моей учительнице Ольге Николаевне, которая привила мне любовь к литературе, русскому языку и поэзии. Еще мне нравилась соревновательная основа — возможность поехать на конкурс чтецов. Мне очень легко давалось запоминать стихи. За это маме надо сказать спасибо. Она говорила: «Саш, то, что ты читаешь, представь, визуализируй в своей голове. Сними свое кино». После театрального института я начал писать. Мне хотелось выступать на каких-то площадках перед аудиторией. Я понял, что для этого нужно еще и свои стихи читать. И начал писать. Мне тоже это понравилось.
Пушкин. Мне кажется, я не готов к тому, чтобы читать Пушкина. Я не знаю как. Это высшая математика, наверное, которая мне неподвластна. Очень тяжело. Я примерно понимаю, как можно влезть в голову Маяковского или Есенина, но не Пушкина.
Валентин Гафт. Это потрясающе. Я сколько пересмотрел видео с ним, и это просто до невозможности круто. Мне нравится очень, как он в хорошем смысле вызывает улыбку, как это делает Игорь Верник. Я обожаю, когда он читает и свои стихи, получаю огромное удовольствие.
«Василий» — это комедия про братьев-близнецов. Он сложный технически, потому что одному нужно играть двух персонажей. На бумаге это кажется невероятной сказкой, а на деле тяжело. Тебе нужно играть с дублером, заново гримироваться, переодеваться. А другой человек — это новая походка, повадки, поведение. Драйвовая история получается, и, кстати, часть съемок проходила в Мексике. У меня сейчас идет работа в «Москино» (снимается фильм «Буратино»). Там новая площадка для кинематографистов: огромные павильоны, декорации под открытым небом, современные города, какие-то итальянские улочки. Это все фантастически смотрится в кадре. А еще костюмы потрясающие.
Я никогда не назову себя поэтом, но сборник стихов — очень удобный сувенир на любые праздники. У меня дома есть мои книжки, я их подписываю, прихожу и дарю. Мне кажется, очень многие люди выпускают книги или сборники стихов только для этого. (Смеется.)
Мне кажется, люди, которые пишут, просто не могут не писать. Это как с актерской профессией. Я у студентов спрашивал, почему они решили пойти в эту сферу. И один из всех сказал: «Я ничего другого делать не умею, не знаю». Мне кажется, только в этом такой честный ответ.
Мои любимые в Москве не родились: Есенин — в Константинове, а Маяковский, если я не ошибаюсь, в Грузии. Поэтому не знаю. Не знаю, но все так или иначе приезжали в Москву.
Это было в Переделкине. Мы поехали туда с курсом читать стихи на поэтический день. И там произошла эта чудесная встреча, которая произвела на меня сильнейшее впечатление. Она была такой секундной, которую я очень хорошо запомнил. Он подписал мне книгу, и я, к своему стыду, никак не могу ее найти. Я читал, по-моему, Пастернака. Некоторых к нему подвели, и он на меня посмотрел. Я глаза эти не забуду никогда.
Мне очень нравится дарить подарки. Когда я был маленьким, перед Новым годом родители давали мне деньги и я выбирал всем презенты. Я приходил один в магазин и думал: «Папе — зажигалку, сестре — коробку конфет или резиночку». Я подходил к выбору подарков очень тщательно. Но вот с упаковкой были сложности, мне кажется, как и у всех мужчин.
18 октября