В издательстве «Бослен» вышла книга «Выставка культуры и отдыха. История досуга и развлечений на ВСХВ — ВДНХ». В ней автор Василий Хорст рассказывает историю образцово-показательной площадки всего СССР. Публикуем отрывок про парк аттракционов, который построили в 1930-е: сколько стоили билеты на карусели и почему они пользовались большим спросом среди москвичей.
Неотъемлемой частью любого парка культуры были разнообразные аттракционы. На ВСХВ-39 такой городок размещался неподалеку от павильона «Физкультура». Перечень аттракционов был вполне традиционным для середины 1930-х: комната смеха, колесо обозрения, карусели и качели. К ним примыкала аллея ребусов, головоломок и шарад, а также более оригинальные механизмы, продолжавшие оборонную тематику, заданную павильоном Осоавиахима. Так, на аттракционе «Летающие люди» посетитель, сидя в конце семиметровой консоли, совершал полет по радиусу. За 50 копеек давалась возможность ощутить падение вниз головой, как при прыжке в воду. Для гостей, мечтавших сесть за штурвал истребителя или прыгнуть с парашютом, работала парашютная катапульта конструкции инженера П. И. Гроховского. Механизм ее состоял из деревянной полой трубы высотой десять метров. Мотор под ней подавал мощную струю воздуха. Таким образом человек, стоящий в трубе, взлетал на высоту до 25 метров, а затем плавно опускался вниз.
На спортивные праздники возле раздела «Новое в деревне» открывали аттракцион «Мотогонки». С замиранием сердца зрители наблюдали, как двое бесстрашных мотоциклистов Леон Айказуни и Николай Мундиге на огромной скорости ездят по высокой отвесной стене. Номер демонстрировали каждые 20 минут.
Самым захватывающим аттракционом довоенной поры была парашютная вышка, построенная наподобие той, что располагалась в ЦПКиО им. Горького. Башню со спиральным спуском на специальных санях приспособили для имитации парашютных прыжков. Прыжок с прикрепленным парашютом с высоты 35 метров стоил 1 рубль. В 1937 году подобная вышка появилась и в ПКиО им. Дзержинского. С нее также открывался великолепный панорамный вид на южную часть Выставки и Мичуринские поля.
Ансамбль послевоенной Выставки предполагал более спокойные формы отдыха. Территорию, занимаемую в 1939 году аттракционами и павильоном «Физкультура», реконструировали под экспозицию Главного ботанического сада Академии наук.
Возродится аттракционный городок уже в период работы ВДНХ. В 1960 году на территории бывшего Колхозного парка культуры решили открыть городок аттракционов, в том числе с целью пополнения выставочного бюджета. До этого единственной статьей доходов ВДНХ была продажа входных билетов, так что городок стал существенным финансовым подспорьем.
Первыми здесь устанавливают два типа каруселей — цепочную и детскую. Также появляются «Автогонки» и «Колесо смеха». Управление эксплуатации, ответственное за строительство городка, заказывает механизм колеса на ейском заводе «Аттракцион». Для работы колеса архитектор Геворкян построил специальный закрытый восьмигранный павильон*.
Суть аттракциона была проста: всю площадь зала занимала гладкая конусообразная поверхность, покрытая линолеумом. При быстром вращении (13,3 м/сек, или 41,5 оборота в минуту) сидящие на ней посетители скатывались под действием центробежной силы, создавая тем самым «смешное положение» (так было написано в техпаспорте). Стоил сеанс 50 копеек. Одновременно на колесе могло находиться 10–12 человек.
Этот же завод изготовил другой аттракцион — «Ракетоплан». По сути он являлся обычной каруселью с пятью кабинками, установленными на длинных кронштейнах. Кабинки в виде ракет при движении поднимались и опускались. Для середины 1960-х — эры космических открытий — аттракцион был вполне востребованным. Тогда же в городке открывается аттракцион «Спираль», похожий на «Ракетоплан», но более динамичный и с открытыми кабинками.
Новый виток развития аттракционного городка случился в июле 1969 года, когда к действующим механизмам добавили новый французский аттракцион «Автодром». За три первых месяца работы его посетило свыше 412 тысяч человек. В итоге только «Автодром» принес 123 тысячи рублей дохода, тогда как оставшиеся аттракционы в сумме за весь летний сезон собирали лишь 52 тысячи. В следующем, 1970 году «Автодром» принесет в выставочный бюджет уже свыше 200 тысяч рублей — примерно 70% доходов от всех аттракционов. «Автодром» даже предлагали «утеплить», построив над ним зимний павильон, что принесло бы еще дополнительные 60 тысяч рублей. Но планы остались нереализованными.
Громкий успех «Автодрома» закрепляется покупкой новых моделей. В конце 1970 года открываются аттракционы «Центрифуга», «Сатурн» и «Ромашка», а к началу весенне-летнего сезона 1971 года — «Электромобили». Все модели были отечественного производства и созданы на ейском заводе. Также в городке появился еще один «Автодром». При этом до 1971 года исправно работали и уже безнадежно устаревшие «Ракетопланы», карусель и детские качели. Очередной виток развития городка аттракционов произошел после проходившей в ЦПКиО им. Горького и Измайловском парке международной выставки «Аттракцион-71», на которой зарубежные фирмы представили свои разработки**.
К началу сезона 1972 года руководство Выставки закупает современные модели из ФРГ. Даже сами названия — с лоском заграничных брендов — уже предвещали острые впечатления. Самым необычным и запоминающимся был аттракцион «Турбо», где посетители кружили, сидя в небольшой круглой кабинке. Разноцветные капсулы на двоих стали идеальным аттракционом для свиданий. Для любителей головокружительных скоростей работал аттракцион «Трабант», а для тех, кто хотел испытать выдержку на крутых виражах, — «Тип-Топ», «Твистер» «Скайлифт», трек «Автописта» и красочные «Баварские повороты», составленные из шестнадцати двухместных саней-вагончиков, лихо проносившихся по «альпийским тропам» с подъемами, спусками и уклонами. Для детей с 1979 года работали японский мини-автодром «Малыш», а также «Веселый поезд», «Звездочка» и карусель с футуристическим названием «Космос-2000». После очередной московской выставки западных аттракционов 1976 года посетителей порадуют новинки из ФРГ: подъемная карусель «Энтерпрайз», позволявшая ощутить невесомость, и «Тройка», производства легендарной фирмы Schwarzkopf Industries GMBH. «Тройка» представляла собой огромную конструкцию, напоминающую цветок. На трех ее «стеблях» повисали небольшие круглые кабинки, летящие по виражам, напоминавшим фигуры высшего пилотажа. Для малышей открылась карусель «Юнга».
Городок пользовался огромной популярностью. В 1973 году он принял свыше двух миллионов человек, собрав 70% всего дохода ВДНХ. Курировал городок «Союзаттракцион».
Летом 1986 года, во время проходившей в павильоне «Транспорт СССР» выставки, посвященной юбилею ГАИ, открылся детский автогородок «Вираж». На площадке за павильоном «Геология» обустроили небольшую круговую трассу для движения электрокаров, установили свыше тридцати дорожных знаков и даже назначили следить за движением настоящего инспектора ГАИ. Чтобы сесть за руль электрокара, юным посетителям приходилось сдавать мини-экзамены на знание ПДД. Впрочем, инспектор ГАИ Ленинградского района Москвы Галина Хитрова была благосклонна к ребятам, и, ответив на несложные вопросы, почти все получали разрешение проехать несколько кругов. Кстати, сегодня на этом месте также располагается локация для юных посетителей — современно оформленная детская площадка.
История городка закончилась в середине 1990-х, когда уже безнадежно устаревшие к этому времени «Центрифуга», «Мотогонки» и «Твистер» были демонтированы. Интересно, что из старых аттракционов сохранилась «Тройка», исправно работавшая вплоть до 2010-х. Новый городок решили создать на противоположной стороне, у арки Северного входа. Там же в 1997 году построили самое высокое на тот момент колесо обозрения «850 лет Москве». Впрочем, и оно уже ушло в историю, оставшись только на архивных фотографиях... Ну а сегодня гостей Выставки радует новый развлекательный комплекс с самым большим колесом обозрения в Европе «Солнце Москвы».
* Изначально проект павильона был создан для Измайловского парка культуры и отдыха.
** Международная специализированная выставка «Аттракцион-71» проходила c 10 по 31 августа на территории ЦПКиО имени Горького и ПКиО «Измайлово». Она была организована Министерством культуры СССР и Всесоюзной Торговой палатой. В выставке участвовало 50 зарубежных фирм из 11 стран. Ими было представлено около 200 образцов своей продукции (более 50 аттракционов и более 100 игровых автоматических устройств). Из самых популярных моделей выделялись микроэлектромобили на аккумуляторах японского производства, этот аттракцион пользовался особым успехом у малышей, монорельсовые поезда, аттракционы, представляющие собой прообразы современных «Американских горок», называемых в то время «Катальные горки» (Wild Cat и Jet Star производства Schwarzkopf Industries GMBH), большое количество инновационных для того времени каруселей (Cortina-Jet — будущие «Баварские повороты», Hully Gully, Musik Express, Twister — прообраз будущей отечественной «Орбиты»), также на набережной Москвы-реки был расположен большой надувной шатер, в котором размещался кегельбан.
10 ноября