Привидения, секретная библиотека и загадочный поджог: 5 тайн московских особняков

Привидения, секретная библиотека и загадочный поджог: 5 тайн московских особняков

Многовековая история Москвы полна тайн, загадок и легенд. И все они прячутся в стенах и комнатах особняков известных меценатов, фабрикантов и купцов. Рассказываем о пяти мистических домах в Москве.

Особняк Степана Рябушинского

ул. Малая Никитская, 6/2, стр. 5

Привидения, секретная библиотека и загадочный поджог: 5 тайн московских особняков

osobnyak-ryabushinskogo.ru

Один из богатейших фабрикантов Российской империи Степан Рябушинский жил в особняке на Малой Никитской. Этот дом для своей семьи предприниматель заказал у самого обсуждаемого архитектора Серебряного века — Федора Шехтеля. Он создал такой особняк, что после постройки в 1903 году сразу три московских издательства стали печатать его на открытках.

Внутри красоты тоже было немало: ракушки, водоросли, люстра-медуза и волнообразная лестница — Шехтель проработал все до мельчайших деталей. И даже учел пожелания заказчика: Рябушинский, как и большинство московских предпринимателей того времени, был старообрядцем, что законом не поощрялось. Поэтому фабрикант попросил Шехтеля оставить место для тайной молельной комнаты. Архитектор встроил помещение в мансарду, причем так, что с улицы его не было видно. Попасть в молельню тоже непросто: вход спрятан за узкой галереей. Даже гости не догадывались о наличии комнаты.

В этом же особняке фабрикант обустроил и реставрационную мастерскую икон. После 1917 года семья владельца эмигрировала, а часть коллекции передали в Третьяковку. Позже, в 1930-х, в доме поселился Максим Горький и особняк стал литературным центром Москвы. Сегодня здесь располагается квартира-музей писателя.


Особняк Василия Носова

ул. Электрозаводская, 12, стр. 1

Привидения, секретная библиотека и загадочный поджог: 5 тайн московских особняков

Nosov.rgub.ru

Дом Носова на Электрозаводской похож на предыдущую локацию: оба особняка из одной эпохи, выполнены в стиле модерн и заказаны богатейшими фабрикантами Москвы. А появился дом в 1903 году. Тогда единственный сын Носова познакомился и влюбился в Евфимию Павловну Рябушинскую — сестру предпринимателя, который владел особняком на Малой Никитской. Однако Носов и Рябушинский друг друга недолюбливали, и, чтобы не делить с невесткой одну крышу, Носов-старший оставил молодым семейный дом и заказал себе особняк у Льва Кекушева — еще одного гения столичного модерна. Стройка заняла всего восемь месяцев.

Носов считал, что жить в доме из дерева крайне полезно, поэтому архитектор исполнил его желание. Еще, по легенде, тут жило привидение по имени Хапила, которое очень любило слушать гостей Носова и угощаться блюдами с хозяйского стола. А жило оно якобы в подвале дома.

В советское время внутри деревянного дома на Электрозаводской находилось общежитие и детский сад. А сейчас тут отделение Библиотеки для молодежи.


Дом Пашкова

ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1

Привидения, секретная библиотека и загадочный поджог: 5 тайн московских особняков

Сергей Фадеичев/ТАСС

Точное авторство дома на Воздвиженке под вопросом. Но некоторые историки предполагают, что строил его Василий Баженов в конце XVIII века. И это объяснимо: по личному распоряжению Екатерины II Баженову было запрещено строить в Москве, потому что императрице не понравилась работа архитектора в Царицыне. Поэтому дом Пашкова напротив Кремля Баженов мог построить только инкогнито. И в подтверждение этой теории — еще одна деталь: парадный фасад дома выходит во двор, то есть особняк стоит спиной к Кремлю. К тому же это чуть ли не единственное здание в Москве, из окон которого на Кремль можно смотреть сверху вниз — вот так выглядела обида в XVIII веке.

Но главная загадка — под особняком. Существует легенда, по которой где-то под холмом спрятана библиотека Ивана Грозного — собрание редких древних книг из Византии. При этом библиотеку искали и в Коломенском, и в Кремле, и в других локациях Москвы. Некоторые историки, кстати, не уверены, что библиотека вообще существует.

А еще одна легенда особняка связана с Михаилом Булгаковым. Каменная терраса дома появилась в романе «Мастер и Маргарита», именно на ней стояли Воланд и Азазелло: «Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами».


Особняк Новиковых

ул. Большая Полянка, 45

В конце XIX века дом и землю на Большой Полянке приобрел купец Василий Новиков. Жил он тут с большой семьей, а после его смерти наследники решили перестроить особняк. Для этого наняли архитектора Сергея Гончарова, который приходился внучатым племянником той самой Натальи Гончаровой. У мастера получилось готическое здание с эркерами, балконами и башенками по углам дома.

После реконструкции в городе начали ходить слухи, что заказчики обманули архитектора, вогнали его в долги, а тот от отчаяния трагически погиб в одной из комнат. К слову, это миф развенчали: Гончаров после возведения особняка прожил почти 30 лет и построил в Москве еще несколько зданий.

Ходили легенды и о несчастной купеческой дочке, которая сбежала от отца с певцом-итальянцем. Через некоторое время она вернулась в отчий дом с покаянием и беременная. И якобы за это глава семьи велел замуровать девушку в одной из комнат. Историю описал Викентий Вересаев в сборнике «Невыдуманные рассказы о прошлом», но никаких доказательств этих жутких историй нет.

Несмотря на страшные рассказы, в 1915 году дом купила московская мещанка Клавдия Свешникова и прожила здесь до Революции 1917-го. А после нее в особняке открылись кружки и секции для детей. Дом творчества «На Полянке» существует до сих пор.


Особняк Арсения Морозова

ул. Воздвиженка, 16

Привидения, секретная библиотека и загадочный поджог: 5 тайн московских особняков

Игорь Генералов/ТАСС

Во второй половине XIX века на месте белого особняка находился конный цирк. Но работал он недолго: в 1892 году здание таинственным образом уничтожил пожар. Одни считают, что это был поджог, другие — стечение обстоятельств. Тем не менее у владельца не хватило денег на реконструкцию, и землю выкупила Варвара Морозова. Двое ее старших сыновей были известными меценатами, и сейчас картины из их собраний находятся в Эрмитаже и ГМИИ имени Пушкина. Но землю получил младший сын Арсений и заказал проект дома у архитектора Виктора Мазырина.

Пример для будущего особняка Мазырин и Морозов нашли в португальской Синтре. Там на высокой скале стоял огромный замок — королевский дворец Пена. Его башни сочетают сразу несколько стилей: одни выполнены в романском, другие — в готическом, а третьи похожи на минареты. Окна-розетки отсылают к католическим соборам, а полукруглые арки — к мавританскому стилю. Арсения Морозова так впечатлил эклектичный замок, что он решил построить в Москве похожий. Его украсили лепниной в виде цветов, корабельных канатов и ракушек. Когда работа была закончена, дом стали активно критиковать: хоть эклектика и входила в моду, но с таким экзотическим смешением стилей москвичи не были знакомы и прозвали его «домом дурака».

Особняк появился в романе «Воскресение» Льва Толстого — в сцене, где герой произведения Дмитрий Нехлюдов наблюдал за строительством и называл его «глупым ненужным дворцом». А описание интерьеров дома можно найти в книге «Двенадцать стульев».

Фото: Михаил Метцель_ТАСС

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости