Вспоминаем самые главные картины французского живописца Анри Матисса. На полотна можно посмотреть в Пушкинском музее. Какие именно искать, рассказала арт-обозреватель Елена Шарова.
Анри Матисс — один из основателей фовизма, течения в искусстве, названного «диким» за необузданные цветовые сочетания на холстах. Впервые это прозвище к работам художника критики прилепили на Осеннем салоне 1905 года в Париже. Пышущие жаром, пропитанные солнцем морские пейзажи тогда главный собиратель Матисса, московский коллекционер и меценат Сергей Щукин не увидел. Не до того было: в Москве волновались не от искусства. Годом позже Щукин приобрел в свою коллекцию работы из той самой «дикой» серии и продолжил последовательно собирать произведения мастера. Минуя маршанов (торговцев искусством), Щукин приезжал напрямую в мастерскую любимого художника. Парижане еще не оправились от шока и не определились, искусство ли то, что создает этот Матисс. А наш старообрядец-купец уже заказывал ему оформление своего особняка.
Анри Матисс. Музыка. 1910
Два масштабных панно, «Танец» и «Музыка», по акварельным наброскам, которые хранятся теперь в ГМИИ, были одобрены «идеальным патроном», как называл своего мецената художник. Но выставленные на Осеннем салоне 1910 года работы потрясли публику: любители академических канонов живописи, понятных, проработанных, «качественно» написанных картин были шокированы простыми формами и яркими цветами. Ну вот точно первобытный художник или ребенок нарисовал.
Под натиском критики и обвинений в отсутствии вкуса первый и последний раз дрогнул наш смелый москвич Щукин: отказался покупать картину и спешно уехал из Парижа домой. По пути, в поезде, впрочем, передумал, с одной из станций отправил телеграмму с извинениями и заплатил за работы, как пишет искусствовед Илья Доронченков, рекордные по тем временам суммы для современного искусства. «Танец» был куплен за 15 тысяч франков, «Музыка» — за 12. Сейчас оба полотна признаны подлинными шедеврами мирового искусства и хранятся в Эрмитаже.
Анри Матисс. Золотые рыбки. 1912
Анри Матисс. Розовая мастерская. 1911
У нас в Москве, в Пушкинском музее на Волхонке, к примеру, можно полюбоваться изумительными «Золотыми рыбками» Матисса и «Розовой мастерской», которая, очевидно, напоминала Сергею Щукину о розовой гостиной в его особняке, в которой свои работы по приглашению патрона развешивал сам Матисс.
В 1911 году Матисс побывал в Москве: его гидом стал еще один московский коллекционер Илья Остроухов. Он показал французу белокаменные храмы и коллекции древнерусских икон. После этого Анри сказал: «Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников. И у них нам нужно учиться пониманию искусства».
Поучиться понимаю искусства у самого Матисса можно в Пушкинском музее. Кстати, на склоне лет Матисса поддерживала русская муза — красавица Лидия Делекторская. Она служила у художника секретарем, а позже жила с ним в его имении в Ницце. В годы немецкой оккупации юга Франции она добывала еду, поддерживала быт и даже научилась боксировать, чтобы защищаться от мародеров. Словом, делала все, чтобы мастер ни на минуту не оставлял творчество. После его смерти она передала в дар Пушкинскому музею несколько графических работ. Среди них открытка, которую Матисс нарисовал для нее к Новому году с трогательной подписью: «Пусть будут счастливы все, кто любит Лидию Делекторскую».
Читайте также
16 ноября