Кто вошел в лонг-лист литературной премии «НОС»

Жюри литературной премии «НОС» («Новая словесность») назвало 16 лучших книг года. Премия была основана в 2009 году, главная ее особенность – открытость: жюри публично аргументирует выбор финалистов. Рассказываем о номинантах этого года.

«Восстание», Николай В. Кононов

«Новое издательство»

Журналист Николай Кононов написал документальный роман о жизни Сергея Соловьева – ключевого участника Норильского восстания 1953 года. Он провел в тюрьме практически тридцать лет и был одним из немногих политзаключенных, отказавшихся подавать прошение о помиловании. Находясь в Норильском лагере, Соловьев подготовил программу и устав Демократической партии России, целью которой было мирное свержение коммунистической диктатуры. На основе обрывочных документов, редких воспоминаний Кононов попытался в деталях воссоздать биографию Соловьева, которая отражает практически все травмы российского общества XX века.


«Обитатели потешного кладбища», Андрей Иванов


Издательство «Эксмо»

Андрей Иванов, уже писавший о жизни эмигрантских кружков в романе «Харбинские мотыльки», снова вернулся к этой теме. Хронологические рамки «Обитателей потешного кладбища» – первые 70 лет XX века, в которые автор включает историю русской эмиграции. Главные герои – трое мужчин, которые покинули родину в разное время, пережили войны и революции. Начинается действие в 1968 году в Париже, но потом герои вспоминают и 1946 год, и более ранний период эмиграции. Это большое (700 страниц) размышление о русских в Европе, о патриотизме и разных его проявлениях.


«Комментарий к роману Владимира Набокова «Дар», Александр Долинин

«Новое издательство»

Историк русской литературы Александр Долинин написал подробный комментарий к главному русскоязычному произведению Набокова. Там поясняется 1 300 моментов текста. Изначально автор планировал совместить комментарий с романом, но его работа превзошла «Дар» по размеру в полтора раза (если не считать цитат из Набокова). Поэтому книгу издали отдельно. В ней есть разгадки набоковских шарад, объяснение литературных ассоциаций и ссылки на другие произведения, реконструкция культурного и исторического контекста.


«Поднебесный экспресс», Кирилл Кобрин

Издательство «Новое литературное обозрение»

Роман эссеиста Кирилла Кобрина «Поднебесный Экспресс» позиционируется как интеллектуальный «герметичный детектив». Сюжет напоминает «Убийство в восточном экспрессе», но действие происходит в наши дни: в поезде, следующем из Китая в Великобританию, происходит двойное убийство, а гражданин из России берется его расследовать. Но на детектив роман похож только внешне, на самом же деле текст разрушает привычный жанр. Действие не остросюжетное, повествование постоянно прерывается пространными размышлениями рассказчика о смерти и прочих метафизических вещах, из-за чего интрига замедляется, а порой теряется из виду. Поэтому текст больше напоминает философское эссе, нежели детективную историю.


«Нью-йоркский обход», Александр Стесин

Издательство «Новое литературное обозрение»

Врач-онколог (а по совместительству еще поэт и прозаик) Александр Стесин написал книгу о своей практике в больницах Нью-Йорка. Стесин работал с пациентами, проходившими процедуру облучения. Автор настаивает на том, чтобы его книгу не воспринимали как документальную прозу, хотя в ее основе – только реальные истории разных по возрасту и статусу пациентов, которые неожиданно оказались равны перед лицом болезни.


«Путеводитель по N», Александр Скидан

Издательство «Носорог»

Роман критика Александра Скидана – это экспериментальное произведение. Он написал псевдоавтобиографию сошедшего с ума Фридриха Ницше. В романе немецкий мыслитель говорит голосами Рильке, Достоевского, Томаса Манна, Пруста, Андрея Белого, Набокова и других знаковых авторов-модернистов. И это совмещение чужих текстов показывает, как распадается сознание самого Ницше и как прогрессирует болезнь.


«Все, способные дышать дыхание», Линор Горалик

Издательство «АСТ»

В романе показана постапокалиптическая картина: Израиль проиграл войну, в одну секунду разрушились крупные города, люди заболели страшной болезнью, а животные научились говорить. О том, что же все-таки произошло, читателю остается только догадываться. Текст состоит из внутренних монологов людей и зверей, выживших в этой катастрофе. Их сознания будто переплетаются. Такой же запутанной получилась и форма повествования: иногда проза становится пьесой, иногда текст делится на два столбца.


«Жизнь Алексея: Диалоги», Александр Ярин

Издательство Ивана Лимбаха

Александр Ярин известен больше как переводчик английской драматургии и немецких художественных и философских текстов. Отголоски произведений, с которыми он работал, есть и в его собственном тексте: там встречаются элементы и поэзии, и драматургии. Сюжет романа повторяет византийскую легенду об Алексии, человеке Божием. Сын императора исчез в день своей свадьбы, много лет скитался в одиночестве, затем вернулся в родительский дом, жил с рабами и умер, не узнанный родными. Но у Ярина эта история передана не в канонической форме жития, а голосами участников – диалогами.


«Вторжение. Краткая история русских хакеров», Даниил Туровский

Издательство Individuum

Журналист Даниил Туровский несколько лет изучал тему хакерской активности и писал статьи о русских взломщиках, а затем решил посвятить этой теме целую книгу. Получилась настоящая энциклопедия, которая рассказывает об истории хакерства в России, начиная с первых советских кибервойск в 80-х годах прошлого века, заканчивая реальной кибервойной современности. Автор рассказывает о связях хакеров со шпионами, преступниками и военными, а еще говорит об их страхах и моральных дилеммах.


«Если есть рай», Мария Рыбакова

Журнал «Знамя»

Новый роман Рыбаковой развивается как типичная любовная история. Молодая женщина в Будапеште знакомится с выходцем из Индии и влюбляется него, но выясняет, что тот женат. Она не может противостоять своей страсти, уезжает к любимому в Дели, выходит замуж не по любви и смиряется с ролью любовницы.


«Про папу», Евгений Никитин

Издательский проект «Русский Гулливер»

Поэт Евгений Никитин написал легкий и ироничный сборник рассказов. Автор называет своими предшественниками Довлатова и Аверченко. Все рассказы Никитин пишет от первого лица – это выход за границы собственного «я» и авторского мира. Иллюстрации для книги создал другой московский поэт – Александр Рытов.


«Собиратель рая», Евгений Чижов

Издательство «Редакция Елены Шубиной»

«Собиратель рая» – повесть о ностальгии с элементами триллера и квеста. Главному герою Кириллу приходится все время искать. В реальности он ищет свою мать с болезнью Альцгеймера, которая постоянно уходит из дома и теряется в городе. В метафорическом смысле он пытается отыскать утерянный где-то в прошлом рай, собирая на барахолке его элементы.


«Центр тяжести», Алексей Поляринов

Издательство «Эксмо»

Критик, переводчик, блогер Алексей Поляринов писал роман шесть лет. Герой книги Петр рассказывает о своих родителях, переезде, учебе, рождении брата. Многие факты взяты из биографии автора. Роман наполнен юмором, подчас нелепым и странным. Еще там есть отсылки к другим книгам, с которыми Поляринов работал как переводчик. «Центр тяжести» – завуалированный отчет о том, как рос и менялся автор. Он наполнен надеждами и страхами, разочарованиями и вдохновляющими моментами.


«Тайна нашего времени», Павел Пепперштейн

Издательство музея современного искусства «Гараж»

Это второй сборник художника Павла Пепперштейна. Он включает 16 рассказов разных жанров и форм: детективы, притчи, сказки, сюрреалистические истории и лирические очерки. Сюжетообразующий элемент большей части произведений – приключения 90-летнего следователя отдела убийств Сергея Сергеевича Курского, проиллюстрированные работами Пепперштейна. Название книги отсылает к «Герою нашего времени», а в тексте есть рассуждение о том, что у нашего времени никакого героя и нет. А есть только тайна.


«Мироныч, дырник и жеможаха. Рассказы о родине», София Cиницкая

Издательство «Лимбус Пресс»

Под одной обложкой три большие повести: «Митрофанушка Дурасов», «Ганнибал Квашнин» и совсем свежая «Гриша Недоквасов». Главный герой там – гениальный кукольник, однако на деле это вечная история об отношениях творца и власти с одной стороны, и покалеченной судьбе русского интеллигента в 1930‑е – с другой. «Митрофанушка» напоминает одновременно «Очарованного странника» Лескова и былинного Илью Муромца. Герой третьей новеллы – мальчик, родителей которого убили на почве ксенофобии. Трагедия не помешала ему добиться успеха благодаря таланту.


«Опосредованно», Алексей Сальников

Издательство «Редакция Елены Шубиной»

Действие «Опосредованно» происходит в параллельном мире. Он во всем похож на наш, за исключением того, что поэзия там считается наркотиком (его называют «литра»). Девушка Лена «подсаживается» на стихи, обнаруживает талант к изготовлению «литры» и становится частью нелегального мира потребителей. В романе две линии: реальная жизнь Лены, ее отношения с родителями, работа и фантастическая жизнь в мире поэзии. Кстати, Сальников уже получал премию «НОС» за роман «Петровы в гриппе и вокруг него».


Шорт-лист премии объявят на Красноярской ярмарке книжной культуры 31 октября, а имя победителя станет известно в начале 2020 года. С 15 октября на официальной странице премии начнется открытое голосование, по итогам которого будет определен победитель в номинации «Приз читательских симпатий».

Симона Андрисенко

27 сентября